315 лет со дня основания Санкт-Петербурга

Абонемент приглашает посетить выставку «Образ Петербурга и его жителей в художественной литературе»: к 315-летию со дня основания Санкт-Петербурга.

27 мая 1703 г. 315 лет назад Петр I заложил фундамент Петропавловской крепости. Эта дата стала днем основания города Санкт – Петербурга.

У каждой эпохи свой образ Петербурга. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему. Для поэтов XVIII века: Ломоносова, Сумарокова, Державина - Петербург предстает как "преславный град", "Северный Рим", "Северная Пальмира". Им чуждо видеть в городе будущего какое-то трагическое предзнаменование. Все они жили в столице и участвовали в сотворении ее литературного облика.

Пушкинский период Петербурга (1820–1830-е гг.) – это время особого интереса жителей к своему городу. В Петербурге Александр Сергеевич Пушкин провел более трети своей жизни - лучшие годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъема и житейских проблем. Ни один город не был им воспет с таким высоким чувством, как "град Петров". Петербург для поэта - воплощение петровского духа, "Петра творенье", символ созидательных сил России.

В произведениях Н.В. Гоголя образ Петербурга меняется: великолепие отступает перед проблемами обезличивания человека. В "Петербургских повестях автор создаёт загадочный и таинственный образ столицы. Холодный, равнодушный, бюрократический Петербург враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.

Не обошла тема Петербурга и Н.В.Некрасова, где писатель прожил 40 лет. С сердечной болью описывал Некрасов петербургские углы и ютящийся в них нищий, голодный люд. Вместо роскошных дворцов и великолепных ансамблей Петербурга Некрасов показал окраины, где "каждый дом золотухой страдает", где "штукатурка валится и бьёт тротуаром идущий народ", где мерзнут дети на "ложе своем". На улицах красивого города он видит прежде всего людей униженных и обиженных, видит картины, которые до него старательно обходили поэты.

Образ Петербурга занимает особое место и в творчестве Ф.М.Достоевского. Около тридцати лет прожил Достоевский в Петербурге. В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к Гоголю и Некрасову,

Роман Достоевского "Преступление и наказание" многие критики называют "петербургским романом". И это название в полной мере характеризует произведение. На страницах романа автор запечатлел всю прозу жизни столицы России 60-х годов XIX столетия - города доходных домов, банкирских контор и торговых лавок, города мрачного, грязного, но в тоже время по-своему прекрасного.

В Петербурге жили и работали многие писатели и поэты, творчество которых связано с Серебряным веком русской литературы, - К.Д.Бальмонт, А.А. Ахматова, В.Иванов, Л.Н. Андреев, Ф.Н. Сологуб. Здесь в 1904 г. Вышла первая книга стихов А.А. Блока, вся жизнь которого была связана с Петербургом. Он описывал северную столицу как «всемирный город», трагичный и наполненный предчувствием неминуемой  гибели. «Страшный мир» Петербурга Блок воссоздавал, обращаясь в своей поэзии не к центру, а к фабричным «закоулкам».

Для целого ряда современных писателей (А. Битова, Т. Толстой, В. Шефнера, А. Стругацкого и др.) семантика и символика «петербургского текста» уточняется его «литературностью». Петербург предстает городом «над временем», для которого  существеннее вульгарной  действительности становится  реальность литературная.

Ленинград Веллера столь же фантастичен, как Петербург Достоевского, хотя герои рассказов – люди известные и узнаваемые. У М.Веллера не встретишь описаний красот города и его природы, привычных черт «петербургского текста», город предстает в реалиях быта, и ощущении «духа времени».

«Петербург любили и ненавидели, но равнодушными не оставались» - пожалуй, эти слова Н. П. Анциферова, сказанные в конце XIX века, остаются актуальными и сегодня, в начале XXI, когда город отмечает свое 315-летие.

Выставка работает до конца июня 2018 года.