Библиотека - хранительница тайных знаний.

Книга 3.
Повесть временных лет. Автор: Летописец Нестор.


СЕ ПОВЕСТИ ВРЕМЯНЬНЫХ ЛЕТ, ОТКУДУ ЕСТЬ ПОШЛА РУСКАЯ ЗЕМЛЯ, КТО В КИЕВе НАЧА ПЕРВеЕ КНЯЖИТИ, И ОТКУДУ РУСКАЯ ЗЕМЛЯ СТАЛА ЕСТЬ.

Повесть временных лет - наиболее ранний из дошедших до настоящего времени древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве. Охваченный период истории начинается с библейских времён во вводной части и заканчивается в третьей редакции 1117 годом. Датированная часть истории Киевской Руси начинается с лета 6360 (852 год), правления византийского императора Михаила III.

О самом авторе летописей, истории его жизни известно немного. Ученые предположительно определили даты его рождения (1056 г.) и смерти (1114 г.), а также место — Киев. Об этом встречаются упоминания в летописи 1064 года, когда Нестор еще вел мирскую жизнь. Создав прекрасное летописание Отечества, он по своему смирению нигде не обмолвился о своих родителях и происхождении. Скорее всего, родители Нестора принадлежали к людям родовитым и состоятельным. Ведь в те времена, только принадлежность к высшему сословию давала возможность получить образование, которое имел будущий летописец. Даже среди средневековой знати нередко встречались люди неграмотные. Нестор не просто умел читать и писать, а обладал блестящим образованием, знал несколько иностранных языков, свободно читал на греческом языке Святое Писание и Византийские хроники, первоисточники на латыни. Из этого можно сделать вывод, что принадлежал он к самым образованным и просвещенным людям своего времени, и Бог щедро одарил его талантом.

Данная книга приводит нас к БИБЛИОТЕКЕ ЯРОСЛАВА МУДРОГО.

Считается, что самая первая библиотека на Руси была основана Ярославом Мудрым в 1037 году при Софийском соборе в Киеве. Авторитетных источников описания библиотеки, как и факта ее возможного существования нет. Обычно приводят ряд гипотез и сопоставлений фактов. В 1037 году в «Повести временных лет» приведено первое упоминание крупного собрания документов: «Ярослав же любим бо книгам, и многы списав положи в церкви святой Софьи, юже созда сам». Хотя подробней о объеме и характере собрания там речь не идет. Далее известно что в 1106 году свою библиотеку передал в дар монастырю Софийского собора князь Святослав Давыдович Черниговский, правнук Ярослава. Возможным доказательством существования библиотеки было то что Софийский собор был крупнейшим центром книгоиздания на Руси, в 1037-1039 годах в нём был составлен первый летописный свод, написано и провозглашено «Слово о Законе и Благодати» киевского митрополита Илариона, создан «Изборник Святослава», написано «Послание к Смоленского пресвитеру Фоме» киевского митрополита Климента Смолятича. Исследование трудов Смолятича и Илариона подтверждает то, что им были знакомы положения учений Платона, Аристотеля и других философов древности, что свидетельствует о том что у них был доступ к большому книгохранилищу, так как данные тексты не только изучались этими богословами, но и систематизировались. На доказательство существования такой библиотеки, наталкивало письмо богослова Павла Алепского, который в 1653 году писал о большом книгохранилище Киево-Печерского монастыря, среди которых упоминал пергаменты и древние свитки которые некогда были частью библиотеки Софийского собора. Первые историки Российской Империи, в частности, Михаил Ломоносов, тоже интересовались библиотекой, они высказывались что в библиотеке находились не только древнерусские рукописи, а еще и свитки из Александрийской библиотеки.