Библиотека - хранительница тайных знаний.

Книга 8.
Чехов, Антон Павлович. Рассказы [Текст] / А. П. Чехов ; ил. В. Челака. - М. : АСТ, 2010. - 448 с. - (Русская классика).



Антон Павлович Чехов (17 (29) января 1860, Таганрог, Екатеринославская губерния (теперь Ростовская область), Российская империя — 2 (15) июля 1904, Баденвайлер, Германская империя) — русский писатель, прозаик, драматург, врач. Его произведения переведены более чем на сто языков. Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более ста лет ставятся во многих театрах мира. За 25 лет творчества Чехов создал более пятисот различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы. Особенное внимание обратили на себя «Степь», «Скучная история», «Дуэль», «Палата № 6», «Дом с мезонином», «Душечка», «Попрыгунья», «Рассказ неизвестного человека», «Мужики», «Человек в футляре», «В овраге», «Детвора», «Драма на охоте»; из пьес: «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад». Драматургические произведения Чехов начал писать в 1870-е годы. Учась в гимназии, он сочинял пьесы, в большинстве не сохранившиеся. На втором курсе он написал драму, которая ныне ставится под названием «Платонов». В 1885 году написал этюд «На большой дороге», который не был допущен к постановке цензурой. Его пьесы «Лебединая песня (Калхас)», «Иванов», «Медведь», «Предложение» печатались и ставились с 1887 года.

Антон Павлович Чехов был одним из любимых писателей Николая II. В последние дни в ссылке, Николай II ставит спектакль по пьесе Чехова "Медведь". «18 февраля (3 марта). Работали в саду и пилил. После чая репетировали. Вечером состоялся спектакль. Сперва шла англ. пьеса <…>, а затем наша – «Медведь», в кот. играли Ольга, опять Мари и я. Волнений в начале представления было много, но, кажется, хорошо сошло». Единственный спектакль на русском языке, все остальные, по традиции, писались на французском языке. Этот домашний спектакль по чеховскому водевилю был, наверное, одной из последних семейных радостей Романовых – через полтора месяца их переведут в Екатеринбург, в дом Ипатьева, через четыре с половиной месяца расстреляют…

ГОТИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА НИКОЛАЯ II.



Одной из неукоснительно соблюдаемых традиций семьи последнего российского императора Николая II было проводить домашний досуг вместе. Каждый вечер Николай Александрович, Александра Федоровна, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и цесаревич Алексей собирались в гостиной. Время летело незаметно за настольными играми, рукоделием, карточными баталиями, вклеиванием в альбомы фотографий, но главное - за чтением. Как правило, читал вслух глава семьи - внятно, четко, выразительно, не торопясь. Так повелось с самых первых дней совместной жизни супругов Романовых. Сам Николай нечасто указывает в дневнике названия конкретных произведений.

Библиотека Николая II была создана в 1894-1895 годах архитектором Александром Фёдоровичем КРАСОВСКИМ. Воплотил проектное решение в дерево и кожу (стены затянуты тиснёной испанской кожей) мебельный фабрикант Н.Ф. СВИРСКИЙ, на фабрике которого выполнили все работы по резьбе орехового дерева, из которого изготовлены мебель и потолок библиотеки. В убранстве комнаты доминируют мотивы английской готики. Кессонированный потолок украшен четырехлопастными розетками. Встроенные шкафы и обходная галерея второго яруса украшены характерными для готики стрельчатыми арками, прорезными трилистниками. В шкафах хранились книги, семейные документы. Сочетание кожи и отполированного воском резного дерева усиливало впечатление «настоящего средневековья». Фриз огромного камина украшают чередующиеся изображения романовских грифонов и гессенских львов.

В Готической библиотеке император принимал министров «с обычным докладом». Часто здесь проводились совещания, так как рабочий кабинет Николая II был небольшим и не мог вместить многолюдные собрания. Когда же «рабочий день» заканчивался, здесь император проводил вечерние часы с императрицей. У горящего камина супруги беседовали, читали друг другу вслух. Это единственная комната Николая II в Зимнем дворце, сохранившаяся до настоящего времени. Когда в 1920-е годы через Готическую библиотеку проводили экскурсии, то перед экскурсоводами ставилась задача высмеять «мещанство, господствующее в убранстве покоев бывшего императора». Именно эта идеологическая задача вплоть до конца 1920-х спасала покои семьи Николая II от уничтожения.

Сейчас здесь размещена библиотека одного из научных отделов Государственного Эрмитажа.