Библиотека - хранительница тайных знаний.

Книга 9.
Дидро, Дени. Монахиня ; Племянник Рамо ; Жак-фаталист и его хозяин [Текст] : пер. с фр. / Д. Дидро ; авт. предисл. Л. Воробьев. - М. : Художественная литература, 1973. - 494 с. - (Библиотека всемирной литературы ; т. 53. сер. 1, Литература Древнего Востока, Античного мира, Средних веков, Возрождения, XVII и XVIII веков).



«Мона́хиня» (фр. La Religieuse) — роман французского беллетриста, главы энциклопедистов, философа-материалиста, теоретика искусств и драматурга Дени Дидро, законченный им около 1780 года и опубликованный посмертно в 1796 году. Толчком к написанию «Монахини», «новаторского для французской и европейской прозы произведения», стало разоблачение в конце 50-х тайн монастырской жизни. Церковный быт стал самой волнующей темой в предреволюционной Франции, и Дидро вместе с друзьями распространял письма от лица некой монахини, сбежавшей из монастыря и доведённой до отчаянья преследованиями, с целью показать нравы и порядки, царящие в святых обителях. Согласно другой версии, с энциклопедистами и Д. Дидро дружил маркиз де Круамар. Когда он уехал в своё нормандское поместье, друзья решили вернуть его в Париж. Они вспомнили, что маркиз де Круамар в 1758 году интересовался судьбой молодой монахини Сюзанны Симонен, которая насильно была заточена в монастырь Лоншан. Д. Дидро с приятелями воспользовались этим и сочинили историю, будто бы Сюзанна бежала из монастыря, скрывается от преследований в Париже и умоляет маркиза оказать ей помощь. Читая в нормандской глуши письма монахини, маркиз и не догадывался, что их пишет Дидро.

«Жак Фаталист» — повесть о странствиях и приключениях двух приятелей, в которую автор вставил ряд эпизодов. Здесь выведена вереница характерных фигур того времени, подвергнуты критике распущенность, эгоизм, бессодержательность, мелочность и отсутствие глубоких интересов в так называемом «обществе»; этому последнему противопоставляются примеры добродетели, искренность и чувствительность — качества, обретённые Дидро в буржуазной среде.

«Племя́нник Рамо́» - сочинение Дидро представлено в виде диалога автора, направляющегося утром по своему обычаю в Кафе де ля Режанс, с встретившимся ему в Пале-Рояле племянником композитора Рамо (известная фигура в Париже того времени). Предвещая вызывающие до цинизма взгляды Руссо, племянник Рамо восхваляет воровство и паразитическую жизнь за чужой счёт. Рамо-младший представлен у Дидро аллегорическим воплощением эгоизма современного общества; как подметил Шиллер, он «сатирически обрисовывает тот мир, в котором сам живёт и процветает». Между тем Рамо не лишён таланта и с очевидностью проецирует собственные неудачи на окружающих. Вероятно, в образе племянника Рамо писатель обобщил худшие черты своих гонителей.

Известный французский просветитель Дени Дидро, автор около 400 статей в знаменитой «Энциклопедии», в 1751 г. поместил во втором томе обзорную статью о библиотеках Европы. В ней встречается первое упоминание о Библиотеке академии наук и роли Петра Первого в ее создании. «Этот великий монарх собрал весьма значительные фонды для библиотеки своей Петербургской Академии, которая в большом числе обеспечена книгами по всем областям науки».


БЕЗ КНИГИ НЕТ НАУКИ

Библиотека Академии наук была основана в 1714 г. царем Петррм I. До нас не дошло никакого правительственного акта об учреждении библиотеки. Однако, об этом сохранилось свидетельство в книге первого русского историка Петербурга, хранителя русского книжного фонда Библиотеки Андрея Ивановича Богданова (1696–1766). Описывая первые библиотеки Санкт-Петербурга, он назвал Библиотеку Императорской Академии наук одной из самых ранних и главных, которая, – писал он, – «…начала собиратися по всевысочайшему указу государя императора Петра Великого с 1714 года, а в императорскую Академию наук соединена 1724 года».

Основу её фонда составили рукописи и книги Кремлёвской царской библиотеки в Москве, личного собрания Петра I в Летнем дворце, Аптекарского приказа, Готторпской библиотеки герцогов Голштинских, Митавской библиотеки герцогов Курляндских, а также книжные и рукописные коллекции сподвижников Петра I. Начиная с XVIII века в фонды библиотеки поступали коллекции частных лиц — историка В. Н. Татищева, славистов А. И. Яцимирского и И. И. Срезневского, купца Ф. М. Плюшкина, слависта и исследователя старообрядчества В. Г. Дружинина и многих других. С 1901 года по инициативе хранителя отделения славянских рукописей библиотеки В. И. Срезневского начались археографические экспедиции по России для сбора рукописей и старопечатных книг у населения, которые существенно обогатили рукописные фонды БАН - Библиотеки Академии Наук.

Источник: http://www.rasl.ru/library/history_new.php