История фондов. Издательство «Экспедиция заготовления государственных бумаг»

В этом выпуске мы расскажем об издательстве «Экспедиция заготовления государственных бумаг», включавшей бумажную фабрику и типографию, которая играла значительную роль в совершенствовании полиграфической техники и получившая развитие уже в советский и постсоветский периоды под названием «Гознак». Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг — одно из старейших предприятий, история которого тесно переплелась с судьбой России на протяжении более 190 лет.

В 1816 – 1818 годах на набережной реки Фонтанки в Петербурге, под руководством инженера А. А. Бетанкура (1758 – 1824) была образована Экспедиция заготовления государственных бумаг. Эта типография внесла реальный вклад в развитие отечественного книжного дела XIX- начала ХХ веков, выпуская замечательные издания, вошедшие в золотой фонд отечественной книги. Как известно, успех предприятия в огромной степени зависит от трудовой деятельности работающих там людей, их таланта, профессионализма. К работе в типографии привлекались ведущие специалисты в области полиграфии, использовались уникальные для того времени технологии, высокосортные материалы, новейшие открытия. Эстетика книг, выпущенных ЭЗГБ формировалась под воздействием спроса представителей высшего сословия. Кроме того, типография работала над созданием облика научной книги. Экспедиция должна была служить целям просвещения, культурно-эстетического развития народов России. Первым опытом книгоиздания Экспедиции стал выпуск «Пестрых сказок»

В. Одоевского (1833), которые явились и одним из первых русских библиофильских изданий. В последующие годы типография выпустила такие известные библиофильские издания, как «Душенька» И. Ф. Богдановича, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина (1837) и двухтомник его сочинений (Подписано к печати в апреле 1837 года, а издано в 1838году). В НАШЕМ ФОНДЕ ИМЕЕТСЯ ВТОРОЙ ТОМ ИЗ ЭТОГО СОБРАНИЯ. Примечательно то, что данное собрание Александра Сергеевича последнее, доход от которого принадлежал семье. Доход от дальнейших изданий принадлежал государству.

В 1904 году в Экспедиции создаётся Комитет по народным изданиям. Бесспорным достижением стали издания русских народных сказок с иллюстрациями И. Я. Билибина.

Его восхитительные иллюстрации создают неповторимый колорит волшебной сказки. Художник использовал в своей работе мотивы русского лубка, вышивок, народного творчества жителей Вологодской, Архангельской, Олонецкой и Тверской губерний, оставаясь при этом самобытным и оригинальным мастером.

В этот период выходили и другие издания, сыгравшие большую роль в расцвете книги в России. «Азбука в картинках Александра Бенуа» - одно из самых ярких явлений книжно-графической культуры начала ХХ века. Именно от этого издания получила развитие традиция создания художественных азбук начала прошлого века.

Изысканная графика Александра Бенуа -  до сих пор непревзойдённый образец книжной иллюстрации. Каждая страницы «Азбуки» - удивительная, завораживающая сказочная страна, которая помогала ребёнку войти в школьный мир, в мир русского языка.

Стоит подчеркнуть, что художник никогда не был просто иллюстратором, а всегда – соавтором. И в этой книге мы ценим неистощимую выдумку мастера, который изобретательно превращает текст книги в зримый образ, понятный каждому читателю. Азбука ориентирована на самых маленьких читателей, которым необходим рассказ в рисунках.

Динамизм иллюстраций будит фантазию. Чем более эмоционально насыщена иллюстрация, тем больше она вызывает чувств и размышлений у ребёнка. Потому так много экспрессии в иллюстрациях Александра Бенуа.

Книги, альбомы, календари и открытки, изданные Экспедицией, сегодня входят в число раритетных российских изданий.