Лекция из цикла "Разговор с ученым"

В 2016 году МАУК «Библиотека А. Аалто» и Выборгский филиал «РГПУ им. А.И. Герцена» продолжили реализацию совместного культурно-просветительского проекта «Разговор с ученым». Это цикл открытых лекций профессорско-преподавательского состава Выборгского филиала РГПУ им. А.И. Герцена в библиотеке А. Аалто для жителей нашего города. Проект направлен на знакомство широких слоёв населения Выборга с развитием отраслей современной науки.

19 января 2016 г. состоялась лекция на тему «Профессиональная психология в решении современных проблем «отцов и детей». В своей лекции Викторова Людмила Петровна, доктор педагогических наук, профессор познакомила педагогов и родителей с ролью современной семьи в создании особого психологического климата и эмоционального фона для гармоничного развития и роста ребёнка.

«Семья создаёт первичный, самый тесный круг взаимодействия ребёнка».  Некоторые качества ребёнка (например, соблюдение норм гигиены, культурных традиций) могут сформироваться только в семье. Людмила Петровна в своей лекции обратила внимание родителей на то, что именно семья оказывает решающее значение на выбор молодым человеком профессии: «более 90% выбирают профессию под влиянием семьи».

Профессор Л.П. Викторова отметила важность сотрудничества педагогов и родителей в деле воспитания детей и подростков, в соответствии с векторной теорией педагогической науки. «Если разные структуры, группы [в данном случае семья и школа] будут действовать в одном направлении, то вклад в положительный результат будет максимальным».

Взаимоотношения поколений как педагогическая проблема не нова. Но в XXI веке произошли большие социальные и общественные изменения, обозначившие новые аспекты современной семьи.

По мнению профессора Викторовой Л.П., на первое место вышли проблемы ускорения разницы между поколениями, «скорость нарастания изменений между поколениями». Если раньше поколения в семье определялись как дети – отцы – деды, то сейчас следующее поколение – это братья и сёстры, между которыми разница в 7-8 лет и более.  Дети с большой разницей в возрасте в одной семье имеют разный способ мышления, ценности, способ получения и обработки информации, различаются по навыкам и методам общения, реакциям. И это всё необходимо учитывать педагогам и родителям в процессе воспитания.

В своём выступлении Л.П. Викторова отметила влияние экономической ситуации на сокращение времени общения родителей с детьми, в силу постоянной занятости на работе.  «По статистике, мамы в будние дни общаются с детьми 17 минут, в выходные  - 30 минут». Таким образом, на общение с ребёнком у современной мамы практически нет времени, а ведь именно эмоциональный контакт, совместная деятельность, разговор с детьми – важные факторы воспитания и формирования личности ребёнка.

Среди проблем современной семьи то, что психологическая обстановка в обществе переносится на семью: боязни потери работы вызывают у родителя напряжение и страх, создают негативный психологический климат в семье.

Современная педагогика среди проблем отцов и детей называет и незнание родителями своего ребёнка, их положительных качеств. Викторова Л.П. привела следующую статистику: «48% родителей не знают: какие книги их дети читают, 67%  родителей не в курсе: музыкальных предпочтений своих детей, 50% родителей не знают об увлечениях своих детей». По результатам одного из опросов: «10% учащихся говорили о том, что родители не знают, где они бывают, кто их друзья».

В своей лекции Викторова Л.П. рассказала о методах решения проблем воспитания, которые предлагает современная педагогическая наука. Среди них – традиционные: беседа, воспитывающие ситуации, поощрение, наказание. Но, по мнению профессора Викторовой Л.П., важнейшую роль играет личный пример родителей. «Метод примера – уникальный метод, связан с биологическими особенностями детей, с подражанием». Среди значимых методов воспитания – обстановка доброжелательности, взаимоуважения, которая создаётся в семье. Именно гармоничные отношения, выстроенные родителями, помогают ребёнку преодолеть многие кризисные период в период роста.

Участники встречи познакомились также с новой литературой по педагогике и психологии воспитания из фондов Библиотеки А. Аалто, которая была представлена на выставке «Проектируем счастливую семью».