"Сетевые угрозы"

По материалам семинара «Сетевые угрозы: «Группы смерти», Синий кит и суицидальные риски у детей и подростков» (Библиотека А. Аалто, 31 марта 2017 г.)

С каждым годом подростки всё больше проводят времени в Интернете. Но, всеми нами любимая компьютерная сеть таит в себе не только позитивную сторону, которую любят дети, но, как оказалось, и много плохого.

Опасность Интернета заключается в том, что мы все стали "видимыми". Отследить человека в сети для знатоков, не составляет большого труда. Можно выяснить практически все. Его биографию, информацию о семье, образование, опыт работы,  друзей,  знакомых, его интересы, хобби, психологические особенности и т.д.

Почти все, блуждая по просторам сети «интернет» натыкаются на откровенное содержание порнографического и экстремистского характера.

Сколько различных подозрительных ссылок на сайты, содержащие мошеннические обещания о быстром обогащении, не говоря уже о компьютерных вирусах и якобы бесплатных программ которые таят в себе троянов, которые крадут ценную информацию с компьютера или попросту выводят его из строя.

А сколько было заражено компьютеров и в дальнейшем выведено из строя, хотя многие лишь хотели скачать что-то нужное и не внушающее подозрений.

И это еще не самое страшное, что может случиться, ведь мы можем поплатиться за свою любознательность и отсутствие необходимого жизненного опыта своим здоровьем, судьбой и своими жизнями став жертвами мошенников, извращенцев и экстремистов.

Для того чтобы защитить свою семью примите меры. Как защитить детей от опасностей интернета?

Виды опасностей в интернете

Как родителям предупредить столкновение ребенка с опасностями в интернете?

Как действовать родителям при столкновении ребенка с определенной опасной ситуацией в сети?

Нежелательный контент

Расскажите своим детям, что в интернете много неправдоподобной информации. Научите их интересоваться у вас, если они что-то не так поняли.

Обязательно спрашивайте, что ребенок видел в Интернете. Часто происходит так, что ему становится интересен один сайт, он начинает открывать другие подобные сайты.

Стоит включить программу родительского контроля и безопасного поиска. Они помогут в борьбе с нежелательным контентом.

В семье должны быть правила по пользованию интернетом. Благодаря этому ребенок четко будет знать, что делать, если он столкнулся с нежелательным контентом.

Интересуйтесь у ребенка, что он ищет в интернете.

Интернет — знакомства

Вы должны знать, с кем ребенок общается в интернете, проверяйте его контакты, чтобы знать с кем он общается.

Если вы заметили, что ребенок часто общается с людьми старше своего возраста, то следует с ним об этом поговорить.

Не стоит позволять ребенку встречаться со знакомым из интернета без вашего разрешения. Если он горит желанием встретиться с кем-то из виртуальных знакомых, то вам стоит обязательно сопроводить своего ребенка.

Вы должны знать где бывает ваш ребенок, с кем он туда ходит.

Объясните ребенку следующие правила:

1)Не стоит давать знакомому личную информацию о себе. А знакомство с виртуальным знакомым должно проходить под присмотром родителей.

2) Если становится не по себе при общении со знакомым в интернете, убедите его порвать такое общение.

Кибербуллинг

Поговорите с ребенком и убедите его общаться в интернете вежливо и без грубостей.

Учите его адекватно реагировать на сообщения от других людей. Объясните ему, что не стоит продолжать общение с человеком, который проявляет агрессию.

Если ребенка обидели, то помогите ему выйти из этой ситуации. На любом форуме или сайте можно заблокировать этого человека либо написать на него жалобу модератору.

Объясните ему, что в интернете нельзя угрожать либо распространять сплетни.

Следите, чем занимается ребенок в сети. Наблюдайте за его настроением после использования интернета.

Если ребенок получает на электронную почту или другие сервисы оскорбления, стоит поменять контакты в интернете.

Если вы обнаружили в сети картину киберунижения вашего ребенка, обязательно обратитесь в администрацию сервиса либо позвоните на горячую линию.

 

Кибермошенничество

Расскажите ребенку о видах мошенничества и убедите его обращаться к взрослым за советом, если он желает воспользоваться какой-то услугой в сети.

Стоит установить на свой компьютер антивирус либо персональный брандмауэр.

 Если ваш ребенок хочет сделать покупку в интернет-магазине, то расскажите ему о правилах безопасности.

Стоит проверить все данные о магазине (реквизиты, название юридического лица).

Узнайте, доставляет ли интернет-магазин кассовый чек.

Внимательно ознакомьтесь с правилами магазина.

Уточните, сколько точно надо будет заплатить за товар.

Расскажите ребенку, что не стоит давать всю информацию о себе, когда покупаешь вещь в интернет-магазине.

Игровая и интернет- зависимость

Понаблюдайте за ребенком и проанализируйте, сколько времени он находится в интернете ежедневно.

Пообщайтесь с ребенком, поинтересуйтесь чем он занят в сети. Не пренебрегает ли он своими реальными увлечениями в жизни: занимается ли любимым спортом, читает ли  книги и др.

Посмотрите на его настроение после каждого выхода из интернета. Если он в плохом настроении, агрессивен, раздражителен и не хочет ни с кем разговаривать — это говорит об интернет — зависимости.

Почаще общайтесь с ребенком, проявляйте интерес к его личной жизни, играйте с ним.

Нельзя запрещать ему использовать интернет, но стоит ограничить его пребывание в нем.

Разрешайте ему пользоваться только своим компьютером или компьютером, который находится в общей комнате для лучшего контроля пребывания ребенка в интернете.

Если вы видите, что ребенок привязался к интернету и практически не может без него. Убедите его в том, что ничего такого не будет, если он несколько часов отдохнет от интернета.

Вредоносные программы

Надо установить на все компьютеры специализированные почтовые фильтры и антивирусные программы.

Стоит использовать лицензионные программы и данные только из проверенных мест.

Поясните ребенку, что не стоит скачивать все подряд, а только проверенную информацию.

Каждую неделю проверяйте компьютеры на наличие вирусов.

Обязательно копируйте важные документы на флешку или диск.

Раз в три месяца меняйте пароли в своих аккаунтах и не пользуйтесь излишне простыми паролями.

Общайтесь с ребенком благожелательно. Расположите его к себе, он должен вам доверять.

Внимательно слушайте ребенка, если что-то произошло. Попытайтесь понять насколько сильно это повлияло на него.

Если же ребенок совершил ошибку и его взломали в социальной сети или он решил что-то купить в интернете и наткнулся на обман, то не стоит его сильно ругать. Надо просто вместе разобраться и спокойно объяснить ему правила  действий в интернете.

Если ребенку угрожают в интернете, то надо узнать всю информацию об этом человеке. Спросить у ребенка, встречался ли он с ним. Обязательно стоит настаивать на том, что с незнакомыми людьми встречаться нельзя.

Можно попробовать собрать побольше информации об этом человеке, скопировать сообщения, которые он присылал и обратиться в полицию.

Если вы заметили, что ребенок чего-то не говорит или вы не можете понять, что произошло, обратитесь к специалистам, где вам подскажут, какие действия предпринять в этой ситуации.

 

Список статей по данной теме из фондов библиотеки А. Аалто:

 

Баулина, Мария.

            Есть ли у ребёнка интернет-зависимость? [Текст] / М. Баулина // Здоровье школьника. - 2016. - N 7. - С. 66-67

 

Бучкова, А. 

            Современные гаджеты, девайсы и интернет. Как воспитывать детей в таких условиях? [Текст] / А. Бучкова. - (Актуальный разговор) // Дошкольное воспитание. - 2017. - N 1. - С. 67-73

 

Зимянина, Наталья.

            Обречённые рабы клавиатуры [Текст] / Н. Зимянина. - (Новая реальность) // Чудеса и приключения. - 2014. - N 9. - С. 18-21

 

Косарева, Ольга.

            Вероятная угроза излучения-невидимки [Текст] / О. Косарева, Д. Юнусов, К. Лысенко. - (Интернет - безопасность) // Основы безопасности. - 2016. - N 10. - С. 33-37

 

Не попали б дети в сети.Форум безопасности интернета [Текст]. - (Интернет - безопасность) // Основы безопасности. - 2015. - N 4. - С. 30-33

 

Печерская, Э. П.

            Первые шаги детей в Интернете [Текст] / Э. П. Печерская, В. Б. Звоновский, Д. Ю. Меркулова // Социологические исследования. - 2014. - N 12. - С. 74-80

Солдатова, Г. У.

            Модели передачи опыта между поколениями при освоении и использовании Интернета [Текст] / Г. У. Солдатова // Вопросы  психологии. - 2015. - N 2. - С. 56-67

 

Чудинова, Вера Петровна.

            Наши дети в Интернете: обеспечение безопасности и продвижение позитивного контента [Текст] / В. П. Чудинова. - (Медиаграмотность) // Библиотечное дело. - 2015. - N 8. - С. 5-12

 

Электронные правовые базы данных «Консультант Плюс»:

 

Статья: Проблемы правового регулирования в сети Интернет и их причины (Микаева А.С.) ("Актуальные проблемы российского права", 2016, N 9)

 

Статья: О реализации права на информационную безопасность несовершеннолетних (на примере Пермского края) (Брылева Е.А.) ("Информационное право", 2015, N 1)

 

Статья: Ограничение права несовершеннолетних на доступ и получение информации (Дархаева И.В., Иванова Н.В.) ("Законность", 2015, N 12)

 

Статья: Обеспечение информационной безопасности детей в сети Интернет (Чеботарев В.Е., Забелина О.Г.) ("Право и кибербезопасность", 2014, N 1)

 

Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

 

"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"