Тема цветов в литературе

А вы замечали, что нередко цветы «растут» на страницах книг, и эти страницы пробуждают в нашей душе чувство красоты?!

С древнейших времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов и писателей всего мира. В одной библейской легенде упоминается, например, о лилии выросшей из слёз Евы, изгнанной из рая. В древнерусском сказании о новгородском купце Садко, говорится об отвергнутой им морской царевне, из слёз которой появились ландыши. А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке названным его именем.

Не только древние, но и авторы более поздних эпох, так или иначе, затрагивали эту тему в своих произведениях. Особую роль в её развитии играют русские писатели и поэты, считающиеся непревзойденными общепризнанными мастерами описания природы. Русский свободный дух и восхищение необъятными просторами, вот что выгодно отличает авторов русской школы от зарубежных коллег.

Даже далекий от идей поэтов «серебряного века», Валерий Брюсов, являясь жёстким, волевым и ярким представителем символизма в литературе, не мог пройти мимо мирного созерцания природы. Вот что пишет он в своём стихотворении «Фиалка» в 1912 году.

Цветики убогие северной весны,
Веете вы кротостью мирной тишины
Ландыш клонит жемчуг крупных белых слез,
Синий колокольчик спит в тени берез,
Белая фиалка высится стройна,
Белая ромашка в зелени видна,
Здесь иван-да-марья, одуванчик там,
Желтенькие звезды всюду по лугам,
Изредка меж листьев аленький намек,
Словно мох, бессмертный иммортель-цветок, -
Белый, желтый, синий - в зелени полян,
Скромный венчик небом обделенных стран.

Афанасий Фет - один из замечательнейших русских поэтов - пейзажистов. В его стихах во всей своей красоте предстают все времена года: и лето, и зима, и весна с цветущими деревьями, с первыми цветами, и осень с журавлями, кричащими в степи.

«О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!»

Эти строки, точно передающие настроение природы и разнообразие её состояний, ставят Фета в этой области литературы в один ряд с таким столпом русской поэзии, как Фёдор Тютчев. Тютчев очень часто, в своих стихах, говорит о цветах, но только в единичных случаях называет их.

Не о былом вздыхают розы
И соловей в ночи поет;
Благоухающие слезы
Не о былом Аврора льет…

Совершенно другим автором был Александр Блок. В первую очередь при разговоре о цветах в литературе, его имя и ассоциируется с розами и Иисусом Христом из поэмы «Двенадцать»: «В белом венчике из роз / Впереди - Иисус Христос» и более раннего стихотворения посвященного Евгению Иванову: «Вот Он - Христос - в цепях и розах». Но Блок был ещё и автором поэмы «Ночная фиалка», написанной в 1906 году.

А разве можно не упомянуть здесь такого великого писателя, как Иван Тургенев? С его строчками:

«И ты срываешь стебель зыбкой.
В петлицу бережной рукой
Вдеваешь, с медленной улыбкой,
Цветок, погубленный тобой»

И только ему свойственными стихами в прозе: «Она увидала розу, схватила ее, взглянула на ее измятые, запачканные лепестки, взглянула на меня, - и глаза ее, внезапно остановившись, засияли слезами».

А Анну Ахматову, с её огромным количеством фиалок, лилий, георгин и маргариток, встречающихся практически в каждом раннем стихотворении? А Александра Сергеевича Пушкина, хранившего подаренный ему Анной Керн гелиотроп? А Жемчужникова? Бунина? Алексея Константиновича Толстого?

«И анютиных глазок стая
Бархатистый хранит силуэт -
Это бабочки, улетая,
Им оставили свой портрет…»
(А. Ахматова)