В Выборг едет виртуоз!

Талантливый гитарист Виталий Кись, одинаково хорошо играющий в различных жанрах, выступит в библиотеке Алвара Аалто.

Виртуозный гитарист, композитор и аранжировщик, солист Московской государственной филармонии, лауреат международного гитарного конкурса "Апрельские ветви" в номинации "джаз" (а также многих других конкурсов), постоянный участник передачи "Романтика романса" на телеканале Культура 20 сентября выступит в Выборге. 

В преддверии концерта «ВВ» пообщались с музыкантом и задали ему самые разные вопросы. 

- Виталий, откуда Вы? Ваши родители имеют отношение к музыке? Как началось ваше увлечение музыкой? Кто были ваши первые учителя?

- Я родился в Харькове в семье инженеров. При этом мама и отец у меня очень музыкальны: мама с детства играла на домре и на фортепьяно, отец - на баяне и трубе. Папа, кстати, до сих пор жить не может без музыки, хоть ему под уже под 70 – только недавно закончил практиковать на барабанной установке, - рассказывает Виталий. - Мама, вспоминая детство, говорит, что я примерно с трёх лет, ещё будучи совсем малышом, вешал себе на шею различные палки, даже отрывал всякие поперечные крепления от мебели, чтобы изображать себя играющим на гитаре. Поэтому, когда я достиг школьного возраста, меня отвели в музыкальную школу учиться игре на гитаре. Всё это происходило в Харькове, - продолжает артист. - Попал я к замечательному педагогу – яркому и темпераментному Борису Шопену. Именно этот талантливый преподаватель и эмоциональный человек стал для меня путеводителем в мир гитары. Именно Борис Фёдорович вскоре поставил меня перед фактом, что по окончании музыкальной школы, я пойду в музучилище, а после – поеду учиться дальше - в Москву. Как ни странно, всё так и случилось: после музыкальной школы я поступил в Харьковское музучилище Лотошинского и попал к замечательному, влюблённому в гитару педагогу Виталию Константиновичу Петрову, который, что интересно, был по образованию домрист, хотя обожал гитару. Сегодня обоих моих учителей уже нет в живых, но я всегда помню о них и могу бесконечно высказывать им слова благодарности за всё то, что они мне дали и чему научили.

- Надо быть смелым, чтобы решиться ехать в Москву? 

- В 1987 году, закончив музучилище с красным дипломом, я оказался перед выбором: ехать в область преподавать, идти в армию или же отправиться в Москву продолжать образование, поскольку в Харьковской консерватории не было отделения «гитара». Посоветовавшись с родителями, я принял решение поступать в Государственный музыкальный педагогический институт имени Гнесиных – ныне РАМ (Российская академия музыки) имени Гнесиных. И попал на курс к профессору Фрауче. К Москве долго привыкал, но потом появились друзья, увлечения, работа...

- Но это ведь классическая гитара? Но вы играете джаз, фолк, фламенко, а не только классику...

- По окончании академии я понял, что не хочу быть классическим гитаристом. А буду таким в духе crossover – потому что ещё с юности любил самые разные жанры. Эта любовь воплотилась в двух джазовых альбомах, которые были в эфире на «Радио Джаз». И в разное время я играл и в джазовых, и в симфонических оркестрах, и в жанре русского романса, и писал музыку для гитары с симфоническими оркестрами. Могу сказать, что очень интересно и здорово находиться в совершенно разной музыке, потому что это освежает музыкантскую кровь, сознание. Когда был период увлечения фламенко, я написал пьесу и посвятил её испанскому гитаристу-виртуозу Пако де Лусиа и назвал её «Терра инкогнита». Одним словом, мне нравилось работать и экспериментировать в разных жанрах и стилях музыки. 

- Говорят вы поработали со звёздами, это правда?

- Первой «звёздочкой» в моей жизни была очень яркая артистка Наташа Ветлицкая. Были 90-е годы, мы начали работать в ночных клубах и для меня, юного выпускника Гнесинки, это был совершенно новый опыт. Потом меня пригласил к себе Александр Николаевич Малинин и пять с лишним лет я проработал в его коллективе. Я считаю, что это были лучшие гастрольные годы в моей жизни. Мы объездили, если не весь мир, то половину точно. Это была Америка просто вся: с востока на запад, Канада, Германия, Австралия, Сибирь, Украина: от Львова до Крыма – одним словом, была такая яркая гастрольная жизнь, - рассказывает Виталий. - Потом судьба свела меня с Алсу. Могу сказать только хорошее об этой замечательной артистке и при этом воспитанной чудесной девушке, очень кроткой в общении – таких людей нечасто встретишь на эстраде. После этого судьба свела меня – Царство Небесное – с потрясающим Демисом Руссосом – легендой мировой эстрады. Пять лет, когда Демис только появился на русском рынке, я входил в состав его русского бэнда. 

- Что вы считаете своими главными достижениями? 

- Своими наивысшими достижениями считаю те вещи, которые я написал для гитары с симфоническим оркестром. Не скажу, что это какие-то очень крупные музыкальные полотна – миниатюра «Рождество», яркая темпераментная пьеса «Масленица» - мне нравится, как там взаимодействует гитара с оркестром, отражая настроение праздника и погоду – происходит совместное музыкальное дыхание; «Буковинская музыкальная фантазия» посвящённая украинской, карпатской музыке... Думаю, это самое яркое в моей работе и я с трепетом к этим произведениям отношусь, - рассказывает артист. - Хотя я очень люблю и свой альбом «Цветные сны» это smooth джаз, совсем другой жанр, который был в эфире на московской радиостанции. К таким же серьёзным планкам я могу отнести проект «Груня», посвящённый русской музыке. Это альбом, который вышел в 2004 году. Я аранжировал старинные русские песни, придав им новое дыхание. Фольклор Белгорода, Иркутска и Севера. Мы работали с моей женой – певицей Еленой Кись. У нас очень музыкальная семья – у нас двое совместных детей. Сын в этом году поступил в Гнесинское музучилище на факультет народного хора. Решил продолжать мамины традиции. Дочь Лены от первого брака – студентка ВГИКа. 

- Ого! Много же вы успели. О чём сегодня мечтаете? 

- Четыре года назад я увлёкся вокалом. И сегодня в моём портфолио более 16 песен, кое-какие я написал на свои стихи, другие - сотрудничестве с различными поэтами. Сегодня мне 48, скоро пятидесятилетие – подкралось незаметно, - улыбается мой собеседник, - И к круглой дате мне бы хотелось бы спеть все эти песни и записать альбом. Кстати, я очень люблю программу «Голос» - смотрю её с удовольствием и очень рад, что в стране появилось много молодых поющих исполнителей, ХОРОШО поющих. Леонид Агутин – один из любимых музыкантов. Я знаю всех его ребят, а его барабанщик и трубач – мои хорошие друзья.

- Любимая гитара греет душу? Что для вас идеальный музыкальный инструмент? Сколько у вас вообще гитар?

- Сейчас в хозяйстве у меня 9 гитар, они все разные, я их каждую люблю. А раньше, конечно, была большая проблема с инструментами. Помню у меня была немецкая гитара «Резонато» - дикий дефицит в период Союза. Что касается идеального инструмента, то недавно сбылась моя мечта – я поехал в Мадрид и заказал себе такой инструмент, какой хотел у всемирно известного мастера Филиппа Конде. Наслаждаюсь!

Беседовала Ирина Волочковская, «ВВ»

В Выборге Виталий Кись и Дмитрий Мячин представят совершенно новую программу. 20 сентября артисты выступят в лекционном зале библиотеки Алвара Аалто. Начало концерта в 19.00. Не пропустите!

Заказать билеты можно в турфирмах  ДИАЛОГ по тел. +7 (904) 6396383 и ВЕЛЕС по тел. +7(901) 302-29-10

 

В программе прозвучат зажигательные и романтические мелодии и песни Аргентины, Испании, Португалии, Франции, России, авторские произведения Виталия Кись и авторская киномузыка Дмитрия Мячина, популярные произведения мирового классического репертуара.