«Выборг кинематографический»: город и Библиотека А. Аалто в кинокадрах

«Выборг кинематографический»: город и Библиотека А. Аалто в кинокадрах

Вместе с 2016-м годом в Россию пришел Год российского кино. В этом году исполняется 120 лет со времени появления кинематографа в России и 100 лет со дня открытия первого уличного кинотеатра – кинотеатра под открытым небом.

Это событие затронуло всю страну, и, конечно, ее культурную столицу Санкт-Петербург, а также Ленинградскую область и наш город Выборг, который очень тесно связан с российским кинематографом.

В искусстве существует много различных направлений, у которых есть своя публика, но КИНО любят все. Кинематограф со времен немого кино вошел в жизнь современного человека и занял там особое место. Кино, в силу своей популярности и массовости, оказывает огромное влияние на умы и чувства людей.

История кинематографа начала свой отсчёт не так давно: 28 декабря 1895 года. Именно в этот день состоялась премьера публичного показа «кинематографа братьев Люмьер» в «Большом кафе» на бульваре Капуцинок. Братья Люмьер не были первыми, кто устраивал такого рода показы.

               

Уже в 1888 году проходили публичные и лабораторные демонстрации фильмов. Также в 1895 году проводились многочисленные сеансы «движущей фотографии».       

Появление кино – результат «коллективной» многолетней работы ученых и инженеров разных национальностей.

Первые аппараты хронофотографической съемки были сконструированы в 80-х годах XIX века несколькими французскими инженерами, а в проекции изображения на экран продвинулись немецкие, украинские  и американские изобретатели.

Патентная заявка братьев Люмьер на изобретение синематографа – была подана 13 февраля 1895 года, почти через два года после того, как в США был запатентован кинетоскоп Эдисона, рассчитанный на индивидуальный просмотр.

Хотя Люмьеры были знакомы с изобретением Эдисона и, вероятно, использовали некоторые его идеи, тот факт, что их синематограф был предназначен для массового просмотра, позволяет именно их считать создателями современного кино.

Кинематограф или Синематограф (от греч. «кинема» − движение и «графо» − писать; то есть «записывающий движение», изначально «Проекционный кинетоскоп» фр. Kinétoscope de projection) аппарат для записи и воспроизведения движущегося изображения, созданный братьями Люмьер.

13 февраля 1895 года братьями был получен патент под номером 245032 на «аппарат, служащий для получения и рассматривания изображений».

Впервые «Синематограф» был представлен зрителям 22 марта 1895 года на первом публичном киносеансе в Париже, а первый платный киносеанс состоялся 28 декабря 1895 года в одном из залов «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинок дом 14.

День первого коммерческого показа считается официальной датой рождения кинематографии как вида искусства.

 

Появление «живых картинок» в Выборге

Популярность кино в начале ХХ века захватила всю Европу. Не обошла она стороной и Финляндию. 28 июня 1896 года, ровно через шесть месяцев после парижской премьеры “движущихся картинок”, в Хельсинки состоялся первый публичный кинопоказ, организованный группой “Синематограф Люмьер”.

В 1904 году два выборгских клерка  Виктор Вильгельм Нюквист и Вернер Вестердал открыли «Выборгский кинематограф», позже получивший более романтичное название «Вокруг света», с которого началась история кино в нашем городе.

По всему Выборгу была построена сеть кинотеатров, основная часть которых была сосредоточена на Карьяланкату (Ленинградский проспект) и Торкелинкату (проспект Ленина).

В нашем городе действовало «Выборгское кинематографическое общество», которое в декабре 1905 года основали большие любители кино предприниматели Андрей Горелов и Дмитрий Завьялов. Правда, через два года общество прекратило свое существование, но 14 января 1908 г. открылся русский кинотеатр «Рекорд».

Накануне Первой мировой войны Гельсингфорс (Хельсинки) был одним из наиболее развитых киноцентров Европы. Военные события не особенно повлияли на стремительное развитие кинорынка. 

До начала Зимней войны в Выборге постоянно работало 7 – 9 кинотеатров, а в телефонном справочнике 1939 года указываются телефоны и адреса семи кинотеатров. Многие здания, в которых находились кинотеатры, не сохранились, но их облик все-таки можно увидеть на фото, созданных с помощью 3D-моделирования.

Кинотеатр «Максим» - находился на  Карьяланкату (Ленинградский проспект), д.25 (современный Ленинградский проспект, здание не сохранилось).

Архитектор Карл Эдуард Диппель в 1884 году спроектировал жилой дом, главный фасад которого выходил на улицу Алексантеринкату (позже – Карьяланкату, сейчас – Ленинградский проспект).

Во время второго этапа строительства в середине 1890-х годов было построено второе здание как зеркальное отображение предыдущего.

До начала ХХ века в зданиях располагались офисы, а в 1910 году архитектор Георг Фрейзер спроектировал во внутреннем крыле помещение для кинотеатра.

В 1919 году там открылся кинотеатр Максим.

Кинотеатр «Салама» (Молния) – находился на Пеллервонкату, д.7 (современная улица Мира, д.7).

Двухэтажное здание кинотеатра в стиле модерн было спроектировано в мае 1917 года архитектором Георгом Фрейзером. В нем разместился кинотеатр «Salama», принадлежавший Обществу «Театр и кино Восточной Финляндии».

В здании размещался и выборгский магазин продовольственных и хлебных изделий (скорее театральное кафе).

После Зимней войны кинотеатр был восстановлен в первоначальном виде.

А после Великой Отечественной войны здание было отремонтировано с утратой внешнего вида и внутренних интерьеров и использовалось в советское время как кинотеатр.

Как Вы знаете, это здание сейчас существует и известно нам как кинотеатр «Родина».

В последние годы оно пустовало и, после пожара 2009 года, уничтожившего остатки интерьера и кровлю, ожидает ремонта. Его внешний вид болью отзывается в сердцах горожан, потому что у многих из них с этим кинотеатром связаны теплые воспоминания о просмотре первого детского фильма, о премьерных кинопоказах любимых советских картин, о том, как этот кинотеатр был одной из площадок проведения кинофестиваля «Окно в Европу».

Кинотеатр «Тяхти» (Звезда) – находился на Пунайсенляхтеенкату (улица Красного колодца), д.10 (современная улица Ушакова, здание не сохранилось).

В 1893 году по плану мастера A. Исакссона было построено деревянное здание – зал заседаний трудящихся (рабочее собрание).

Позднее в здании разместился кинотеатр «Tähti» ("Звезда"), владельцем которого было Общество «Äänikuva» («Звук и изображение»).

Во время боевых действий двух войн здание чудом уцелело, и после войны в нем размещался клуб строительной организации города - "Трест №50".

Но затем на месте кинотеатра в советское время был построен пятиэтажный дом.

Кинотеатр «Палатси» (Дворец) – находился на ПунайсенЛяхтеенКату (улица Красного колодца), д.2 (современная улица Ушакова, современный адрес дома – проспект Ленина, д.20, здание не сохранилось).

Этот кинотеатр входил в комплекс торгового здания «Кулмахалл» («Треугольный зал»), построенного в 1908 г. по проекту архитектурного бюро «Гюлден – Ульберг» (рис.17).

Но это здание просуществовало недолго, уже в 1937 г. оно было снесено, а на его месте построено новое деловое 2-х этажное здание (сейчас это Сбербанк).

Здание было построено углом, буквой "Г", и «нога» этой буквы упиралась в Торкелинкату (нынешний проспект Ленина).

Торговый комплекс как бы углом "обнимает" здание, стоящее на углу Торкелинкату и Красной площади. Это был магазин по типу Пассажа, с входом с двух улиц.

Нынешний вид с проспекта Ленина: деловое двухэтажно здание, построенное в 1937 г. по проекту архитектора из Хельсинки Ойво Каллио.

Кинотеатр «Скала» - находился на Карьяланкату, д.12 (современный Ленинградский проспект, здание не сохранилось).

Деревянное жилое здание было построено в 1863 году. В 1910-х годах оно было перестроено под офисы.

Внешний вид, изображенный на фото, здание получило в 1939 году, когда  там разместился кинотеатр «Скала».

«Кинолинна» (Кинозамок) – находился на Пеллервонкату, д.3 (современная улица Мира, д.3).

В 1927 году архитектор Вяйнё Кейнянен спроектировал это шестиэтажное здание, в котором предусматривались жилые и коммерческие помещения.

В здании расположились Строительная компания Пирамида (которая построила нашу библиотеку), Рыбный магазин, Магазин художественных и ремесленных товаров, а в нижней части здания разместился кинотеатр «Кинолинна» на 600 мест.

А сейчас, как Вы знаете, в помещении кинотеатра работает Детский театр.

Кинотеатр «Калева» (Калевала) – находился на ЭуряПяянКату, д.7 (современная улица Акулова, здание не сохранилось).

Это здание было построено в 1907 году архитектором Пааво Уотила.

Для размещения в нем кинотеатра «Калева» архитектором Георгом Фрейзером в 1916 году была проведена перепланировка. В основном был изменен внутренний интерьер помещения. Кинотеатр открылся 16 августа 1916г., он вмещал 400 зрителей.

Во время Зимней войны здание кинотеатра «Калева» было серьезно разрушено и во время краткого мирного периода 1941-1944 годов не восстанавливалось. В советский период оно было снесено. В настоящее время на месте кинотеатра ничего нет.

Были, конечно, еще кинотеатры «Катарина» (ул.Крепостная, д.4), «Куллерво» (назван по имени героя Калевалы) (на ул.Мира), «В Сорвалли» (поселок Гвардейский), «Армида», «Аполлон» (пр.Ленина, д.8).

Некоторые из них были очень маленькими, деревянными, другие – могли вмещать до 600 зрителей, были очень комфортными и удобными, с самым современным на тот момент дизайном. Во многих кинозалах для привлечения зрителей работали оркестры, отдельные музыканты, выступали цирковые артисты, варьете, вокалисты.

Киносеть Финляндии контролировалась государством, поэтому самые новые кинофильмы из Европы появлялись одновременно в Хельсинки и Выборге (Выборг считался «второй столицей» Финляндии).

По старинным афишам можно узнать, какие фильмы шли тогда в кинотеатрах Выборга: картины с Чарли Чаплиным, Бастером Китоном, Гарольдом Ллойдом, Астой Нильсен, Верой Каралли, Кларком Гейблом, Гретой Гарбо, Вивьен Ли, появились первые серии «Тарзана».

Русские фильмы были в прокате только во времена «немого» кино. 

Афиши того времени отличались привлекательностью, красочностью; городская газета Выборга «Карьяла» неизменно отдавала полосу, а то и разворот крупноформатной рекламе театра и кино. 

В начале XX века в Финляндии появляются “живые картинки” собственного производства, снимаются документальные зарисовки, к этому времени принято относить зарождение жанра неигрового кино.

В 1906 году открывается первая финская киностудия “Аполлостудио” (“ApolloStudio), которая уже через год выпускает первый финский игровой фильм “Тайные самогонщики”.

На второе десятилетие XX века приходится становление документалистики: с 1907 по 1917 годы “Аполлостудио” выпустила триста фильмов, причем в основном кинохроники и короткометражные документальные ленты.

В 1919 году режиссер Эркки Кару (1887-1935) основал киностудию “Суоми фильми” (“SuomiFilmi”), с появлением которой финские фильмы стали выходить в свет регулярно.

Во второй половине 20-х в страну пришло звуковое кино.

Также в 20-е годы появились первые экранизации произведений национальной литературы: “Сапожники Нумми” по роману Алексиса Киви, чей день рождения отмечается как день финской литературы, и “Анна Лийса” — по классической пьесе Минны Кант. В З0-е годы в Финляндии начинает формироваться концепция национального кино.

В истории финской киноиндустрии есть интересный для нас «русский» и одновременно выборгский «след».  Речь идет о художнике  Игоре Карпинском (1901-1985), который родился в Выборге, получил здесь основное и профессиональное образование, и вплоть до конца 1938 года жил и работал в нашем городе. А в начале 1939 года он уехал в Хельсинки, где получил приглашение работать  на киностудии «Суоми-фильм».

В Выборге послевоенном (с 1944 года) тоже существовала хорошо развитая киносеть, сюда поступали все трофейные и отечественные новинки.

Информацию о кинофильмах можно было получить из газеты «Выборгский большевик» (которая позже стала называться – «Выборгский коммунист», а сейчас – «Выборг»), где была специальная рубрика «Сегодня в кинотеатрах», и из многочисленных афиш, которыми был завешан весь город.

Во всех поселках работали свои кинотеатры:

·        в Старом городе - «Пограничник»;

·        в центре – «Мир», «Малышка», «Хроника» и «Родина», участвовавший в первых кинофестивалях «Окно в Европу»;

·        в Южном поселке – «Энтузиаст»;

·        в поселке Пикки-Рукки (Выборгский поселок) – «Экран»;

·        в Гвардейском поселке – «Искра»;

·        в Доме офицеров был тоже устроен кинозал.

В 1962 году был построен современный кинотеатр «Выборг», а  рядом с собором Петра и Павла – летний деревянный кинотеатр «Дружба».

С годами количество кинотеатров сокращалось по разным причинам, в результате, сегодня в Выборге работает ровно один зал «Выборг-Палас».

 

Звание «кинематографической столицы» Ленинградской области и одной из главных съемочных площадок страны для Выборга является постоянным.

Природа Выборгских окрестностей очень разнообразна – здесь есть и скалы и болота, моря и озера, дюны и леса. Выборг, как средневековый город с древним замком, старинными домами и усадьбами, мощеными узкими улочками, предоставляет широкий простор для съемок кинокартин разных жанров.

Когда Выборг становится впервые съемочной площадкой, точно неизвестно. Наиболее ранние  точные упоминания есть о фильме «Цари биржи», снятом в 1916 году по мотивам одноимённого романа Василия Немировича-Данченко. 

В Выборге работали и снимались  многие знаменитые режиссеры и актеры  советского и российского кино. Одними из самых популярных мест для съёмок являются улицы Водной Заставы, Прогонная, Подгорная, Крепостная. Одними из самых известных видов являются Часовая башня и Замок Олафа.

В различных кинокартинах Выборг изображает разные города и страны: Англия, Германия, Украина, Финляндия, СССР, то небольшой приграничный городок, то самого себя, то живет в состоянии «войны», а то погружается в глубокую древность. 

За период с 1941 года до настоящего времени здесь снято более двух сотен российских игровых фильмов и клипов.

Так в 1941 году в Выборге снимались фильмы:  фильм «Машенька» (реж. Ю. Райзман), «Певец из Лилля» (сценарист Н. Сотников, фильм, к сожалению, был утрачен во время войны), «Фронтовые подруги» (реж. В. Эйсымонт).

В 1960-70-е гг. в Выборге снимались, ставшие впоследствии культовыми, фильмы «Свеаборг» (реж. С. Колосов),

«Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона: Двадцатый век начинается» (реж. И. Масленников).

Ну и конечно всем хорошо известный фильм «Земля Санникова» (реж. А. Мкртчян и Л. Попов). Вы видите кадры, снятые в парке Монрепо с Владиславом Дворжецким и на Часовой башне с Олегом Далем.

Пожалуй, самым любимым фильмом жителей города стал «Учитель пения» режиссера Н. Бирмана, который полностью снимался в нашем городе. На экране предстает романтический образ Выборга. Кто-то из зрителей узнает в кадрах узкие улочки старого города своего детства, кто-то – актовый зал своей родной школы №14.

В 1980-е годы в Выборге и окрестностях снимались фильмы «Россия молодая» (реж. И. Гурин), «Жизнь Клима Самгина» (реж. В. Титов).

Очарованный красотами Карельского перешейка, С. Ростоцкий снимал здесь фильм «И на камнях растут деревья».

Впоследствии Ростоцкий стал одним из инициаторов проведения в Выборге кинофестиваля «Окно в Европу», а знаменитые ладьи из этого исторического фильма украсили одну из набережных Выборга, как напоминание об этом великом режиссере и великом фильме, а затем стали эмблемой кинофестиваля «Окно в Европу».

В 1990 – 2000-е гг. в Выборге и окрестностях снимались такие фильмы, как «Особенности национальной рыбалки» и «Особенности национальной хоты» (реж. А. Рогожкин), «Замок» (реж. А. Балабанов), «Шерлок Холмс» (реж. А. Кавун), «Три мушкетёра» (реж. С. Жигунов), «Андерсен. Жизнь без любви» (реж. Э. Рязанов), «Синдром Петрушки» (реж. Е. Хазанова),

 «Гетеры майора Соколова» (реж. Б. Худойназаров), «Кураж» (реж. А. Стефанович), «Инквизитор» (реж. Ю. Мороз), «Белая гвардия» (реж. С. Снежкин), «Тихий Дон» (реж. С. Урсуляк), «Трудно быть богом» (реж. Ю. Герман), «Адмирал» (реж. А. Кравчук), «Возвращение» (реж. А. Звягинцев).

Также в Выборге снимались сериалы про милиционеров и сотрудников спецслужб: «Государственная граница», «Граница. Таежный роман», «Тайны следствия», «Агент национальной безопасности», «Морские дьяволы»; сериалы «Рокировка» (2004), «Эшелон» (2005), «Викинг» (2007).

 

 «Выборг-фильм» как феномен выборгской истории

В начале 70-х годов в Выборге Владимиром Васильевичем Лукиным была создана любительская киностудия «Выборг-фильм». Он же являлся бессменным руководителем этого кинообъединения. Владимир Лукин, действительно, проявлял желание делать «большое кино» — с собственными сценариями, выездами на натуру.

Результатами такой работы студии стали десятки фильмов, среди которых можно видеть и кинофельетон «За час до конца…», и военную драму «Батога — мертвая вода», и лирическую историю любви «Такое короткое лето», и назидательную сказку.

Ленты «Выборг-фильма» обладают большой притягательностью. Феномен фильмов Лукина обусловлен тем, что он искренне любил снимать кино. Его фильмы являются необыкновенно интересными документами эпохи и социальной системы, в которых жил автор.

Несмотря на наивную форму работы студии, многие из ее бывших участников проявили себя в творческих профессиях — стали телеоператорами, занимаются изобразительным искусством, фотографией, дизайном.

 

История фестиваля «Окно в Европу»

В кинематографических кругах город  известен, в первую очередь, фестивалем российского кино «Окно в Европу», который проводится ежегодно в середине августа.

В 1992 году известные отечественные кинорежиссеры С. Кулиш, М. Хуциев, композитор М. Таривердиев, режиссер-документалист В. Коновалов и отечественные продюсеры Г. Нерсисян и А. Симонов решают собрать в приграничном городе Выборге всех, кто в это трудное время снимает кино (1993 год многие называют самым тяжелым периодом в истории отечественного кинематографа).

Идея превратить главный приз кинорынка-фестиваля (именно так поначалу назвали этот фестиваль) в поддержку картины в прокате и рекламе находит понимание в Госкино России и там же рождается и имя - «Окно в Европу».

Благодаря этому фестивалю в Выборге в 1998 году появилась  собственная «Аллея звезд», на которой оставляют отпечатки своих ладоней выдающиеся актеры, приезжающие на фестиваль. Аллея находится у кинотеатра «Выборг-Палас», крупнейшего киноцентра города, являющегося местом провидения фестиваля «Окно в Европу»

Во время фестиваля в здании библиотеки Алвара Аалто проходит, ставший традиционным, «круглый стол». Библиотеку посещают знаменитые актеры, кинематографисты, критики, журналисты, которые встречаются с читателями и посетителями, обсуждают киноновинки.  Национальный кинематограф - лицо страны. И через «Окно в Европу» зрители в очередной раз видят, какое оно, российское кино, сегодня.

В августе 2012 года в лекционном зале Библиотеки А. Аалто, в рамках XX Фестиваля  российского кино «Окно в Европу» демонстрировались фильмы конкурсов неигрового, анимационного кино, а также видеофильмы с записями классических опер.

Были представлены оперы «Богема», «Аида», «Анна Болейн», «Риголетто», «Дон Жуан».

Кинематографисты устанавливали специальное кинооборудование, окна были задрапированы светонепроницаемыми шторами. И этот антураж создавал неповторимую атмосферу кинематографа.

На протяжении практически всей истории фестиваля «Окно в Европу» библиотека А. Аалто являлась одной из его площадок. В нашей библиотеке проходили мастер-классы и встречи с такими корифеями кинематографа и литературы, как Кшиштоф Занусси, Михаил Калик, Михаил Козаков, Юрий Поляков, Савва Кулиш.

В 2015 г. в рамках ХХIII Фестиваля российского кино «Окно в Европу», в Библиотеке А. Аалто состоялись мастер-классы кинорежиссёров С. Урсуляка, который также представил 2-ю и 10-ю серии новой киноэпопеи «Тихий Дон», и А. Прошкина, рассказавшего  о работе над историческими фильмами.

Настоящим событием для читающей публики Выборга стала творческая встреча с поэтом, прозаиком, сценаристом, режиссёром Е. Евтушенко.

 

Образ библиотеки А. Аалто в кинематографе

В конце 1980-гг. в здании библиотеки А. Аалто проходили съемки фильма «Васька», в котором снимался известный актер А. Калягин.

В 2015 году около здания библиотеки снимали эпизоды фильмов «Восхождение на Олимп» (реж. С. Щербин) и  «Людмила Гурченко» о жизни и судьбе великой актрисы Людмилы Гурченко по мотивам ее автобиографических книг.

В 2014 году в нашей библиотеке снимали приключенческий семейный фильм «Клад» режиссера Ирины Волковой, и кабинет директора был превращен в палату интенсивной терапии.

Библиотека становится культурным объектом, который снимают не только профессиональные кинематографисты, но и туристы, посещающие нашу библиотеку, которые делают видеоролики и выкладывают их в сеть Интернет.

 

Библиотека А. Аалто  и молодёжные кинопроекты

В 1990-е годы на базе библиотеки был создан проект американской художницы Лиисы Робертс «Какое сейчас время в Выборге», которая приехала в Выборг в тот момент, когда начался первый этап Международного проекта комплексной научной реставрации библиотеки А. Аалто. И штаб-квартирой своего визуального проекта она выбрала нашу библиотеку.

Проект был посвящен исследованию Выборга в разные периоды его истории. Своеобразным фундаментом, заложенным в основание проекта, послужил процесс реставрации городской библиотеки Алвара Аалто, он же был использован как метафора на протяжении всей работы творческой группы.

Первым этапом проекта стала организованная в лекционном зале библиотеки Мастерская творческого письма. Выборгские школьники написали более ста текстов, в которых отразилось их видение современного Выборга. Эти тексты послужили основой для дальнейшей работы: проведения различных медийных мероприятий, создания перформансов и фильмов, сделанных в рамках проекта не только в Выборге, но и за рубежом.

В числе результатов работы следует отметить серию видеосюжетов об уникальных местах города, сделанную для местного телевидения; интерактивные театрализованные экскурсии по Выборгу; инсталляцию макета Выборга в виде современной российской квартиры, представленную на выставке  в Музее современного искусства в Хельсинки; и премьерный показ фильма "Какое сейчас время в Выборге?" в библиотеке А.Аалто, приуроченный к ее 70-летию.

С 2010 года в библиотеке реализуется проект «О библиотеке и чтении – языком компьютерных технологий», в рамках которого проводится Ежегодный конкурс «Книга и новые технологии: синтез знаний и творчества».

Итоговые работы, в том числе, видеоролики, сложно назвать видеопродукцией. Но, за семь лет выборгская молодёжь подготовила около 100 работ, среди которых есть очень талантливые видеофильмы, например, видеофильм «Жизнь, опаленная войной (По дневникам жительницы блокадного Ленинграда)» (режиссёр Мария Шпинёва). Мария является лауреатом Всероссийского творческого конкурса видеомастерства.

 

«Кинодиалог» библиотеки А. Аалто с читателями

Библиотека Алвара Аалто совместно с информационным агентством “Киноавтограф” запустила в Выборге проект “Кинодиалог”, направленный на пропаганду советского кино и знакомство с выдающимися кинематографистами советского периода.

При поддержке Госфильмофонда России, киноконцерна “Мосфильм” два раза в месяц в лекционном зале библиотеки Алвара Аалто проходят показы фильмов из Золотого фонда. Зрителям демонстрируют также интервью с создателями, а после кинопоказа все желающие участвуют в обсуждении увиденной картины. 

Этот проект ориентирован на семейную аудиторию. Организаторам важно, чтобы старые советские фильмы смотрели всей семьей. 

 

 «Чернорабочие» кино

Ежегодно в Выборге снимается по нескольку фильмов, и жители города (среди которых есть немало посетителей библиотеки А. Аалто и даже ее сотрудники) постоянно принимают участие в  «массовках» и эпизодах. Недавним примером такого участия являются съемки фильма «Белая гвардия» (реж. С. Снежкин).

Про этих, увлеченных киносъемками, людей в Выборге был снят фильм, который так и называется «Чернорабочие кино» (сценарий выборгского журналиста Валентина Кутлиматова, режиссеры тоже из Выборга – Мария Шпинёва и Владимир Мартюшев).

А в социальных сетях создана группа «Массовики-Затейники (группа актеров массовых сцен)», которая объединяет выборгских актеров и приглашает желающих на съемки.

 

Причудливая смесь времен и мест на географической карте мира, как  это бывает в кино,  и есть наша выборгская повседневность.

 

 

Список источников:

1.     Адаскина, В.И. Выборг:  путеводитель / Адаскина В. И., Вассель И. П., Закатилов Н. И., Риор Э. М. – Лениздат, 1969. — С. 47.

2. Братья Люмьер [Электронный ресурс] // Википедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F_%D0%9B%D1%8E%D0%BC%D1%8C%D0%B5%D1%80. - (Дата обращения: 02.04.2016).

3.  Виртуальный Выборг 1939 [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.virtuaaliviipuri.tamk.fi/ru/buildings. - (Дата обращения: 02.04.2016).

4.     Кадры из фильма «Васька» (1989г.)// Александр Калягин – фильмография – Васька (1989)//http://kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/1821/foto/m827/ 559269/#foto

5.     Мошник, Ю.И. Живые картины или Выборг и кино / Ю.И. Мошник // Выборгские истории:  сборник исторических статей. – Выборг: ИП Л. Г. Калинина, 2003. -  с.154-155.

6.  На Выборгских развалинах. Часть 35. – URL: http://reg-813.livejournal.com/9293.html. -  (Дата обращения: 03.04.2016).

7.     Сегодня в кинотеатрах // Выборгский большевик. – 13 апреля 1946. - №70 (167). – с.4.

8.     Сластушинская, М . Жизнь продолжается: кино по-фински [Электронный ресурс] // Финляндия: язык, культура, история. Для тех, кто интересуется Финляндией и финским языком. – URL:  http://www.suomesta.ru/ 2013/01/04/kino-po-finski. - (Дата  обращения: 03.04.2016).      

9.     Terijoki.spb.ru  = Зеленогорск /Териоки. История и современность [Электронный ресурс]. – URL: http://terijoki.spb.ru/f3/viewtopic.php?t= 1466/  - (Дата обращения: 03.04.2016).

10. Terijoki.spb.ru = Зеленогорск/Териоки. История и современность [Электронный ресурс]. – URL: http://terijoki-spb.ru/f3/viewtopic.php?t =6920&start=45/ - (Дата обращения: 03.04.2016).

11. Сегодня в кинотеатрах // Выборгский большевик. – 13 апреля 1946. - №70 (167). – с.4.     

 

Материал подготовлен Жванько Ю.А., зав. отделом краеведения МАУК «Библиотека А.Аалто»