Выставка «Огромный мир русской литературы второй половины ХХ века»

Абонемент библиотеки А. Аалто приглашает посетить книжно-иллюстративную выставку «Огромный мир русской литературы второй половины ХХ века», подготовленную к Общероссийскому дню библиотек - 27 мая. На выставке представлены лучшие образцы советской и российской художественной литературы  второй половины ХХ века. Основные разделы выставки: «Интеллигентные 1960-е», «Романтические 1970-е», «Бунтарские 1980-е», «Шальные 1990-е».

Литература 60 - 90 годов 20 века. В марте 1953 года выходит из печати повесть Ильи Эренбурга «Оттепель». Название этого произведения стало символом наступившей эпохи в истории и культуре СССР. Ослабление цензуры, возможность рассказать правду, свобода творчества и свобода личности — всё это связывали с началом оттепели. Порой «оттепель» сменялась настоящими «заморозками». Исторический пример: запрет в 1954 году сатирической поэмы Александра Твардовского «Тёркин на том свете», которую сам поэт определял как «суд народа над бюрократией», так постепенно вместо движения вперёд страна обретала «застой». Однако, искусство того времени всё же жило надеждой. В кино, изобразительное искусство, музыку и театр, и, конечно же, в литературу входили новые темы, врывались новые имена. В 1962 году в журнале «Новый мир» был опубликован рассказ Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в центре которого — размышления о жертвах сталинских репрессий. Одной из тем, активно разрабатываемых в литературе того времени, становится тема сталинских репрессий и лагерей. Помимо А.И. Солженицына, свои свидетельства об этом оставили читателям Евгения Гинзбург («Крутой маршрут»), Варлам Шаламов («Колымские рассказы»), Георгий Владимов («Верный Руслан»), Анатолий Рыбаков («Дети Арбата»), Юрий Домбровский («Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей») и многие другие.

Так, одним из самых значительных и масштабных явлений в литературе второй половины ХХ века стала «деревенская проза». Это литературное направление было сформировано единством темы: судьба русской деревни, русский характер в ситуации ломки извечного национального уклада жизни. Героями произведений Виктора Астафьева, Фёдора Абрамова, Владимира Солоухина, Валентина Распутина, Василия Шукшина и других стали люди уходящего ХХ века — обычные старики и старухи русских сёл. Писатели «деревенщики» в своих произведениях размышляли о гордости и достоинстве простого человека из народа и деревенского мира, анализировали, почему русское село, перенёсшее все тяготы и бедствия коллективизации, войн, теряет свой обычный, устоявшийся в веках уклад.

События 90-х годов ХХ столетия с его подъёмом и разочарованиями, открывшимися перспективами, начавшимися демократическими процессами поставили литературу перед лицом новых драматических перемен и социальных контрастов. Главной особенностью литературы 90-х годов было ее чрезвычайное разнообразие. В результате перестройки и гласности стала возможной публикация запрещенных в годы советской власти произведений - поэтов Серебряного века, русских советских писателей-эмигрантов. В то же время продолжали издаваться официальные советские писатели.

В конце 80-х – 90-х годах к российскому читателю пришли никогда не публиковавшиеся или труднодоступные в СССР книги Андрея Платонова, Михаила Булгакова, Владимира Набокова, Евгения Замятина, Василия Гроссмана, Сергея Довлатова, Георгия Владимова, Владимира Войновича, Варлама Шаламова, Эдуарда Лимонова, Саши Соколова и других выдающихся писателей. В  литературу пришли молодые авторы, некоторые из которых начали писать еще до перестройки, но особенности их художественного стиля не позволяли им надеяться на карьеру писателя в СССР. Они строили свои тексты в рамках новой стилистики, часто шокировавшей читателя. Среди писателей нового поколения наиболее заметны Виктор Пелевин, Дмитрий Быков и Виктор Сорокин. Литература 90-х годов - это зеркало общества, его образ. Из которого проступают беды и боли, дела и заботы страны, народа. Таким образом, в литературе 50–90-х годов через многообразие её направлений и имён в полной мере нашли отражение все многочисленные перемены, надежды и разочарования, характерные для того времени.