Выставки, посвященные Году театра

Указом Президента Российской Федерации 2019 год  объявлен Годом театра в России. В рамках этого события на абонементе библиотеки А. Аалто открылись две книжно-иллюстрированные выставки «Театра мир откроет нам свои кулисы…» и  «Ища прекрасному достойную огранку…»: русская сценография XIX - начала XX века.

Выставка «Театра мир откроет нам свои кулисы…» предлагает совершить занимательное путешествие в мир искусства. Материалы выставки помогут по-новому открыть мир литературы, познакомят читателей с интересными книгами о театре из фонда библиотеки.

На выставке представлено более 90 книг, а также, иллюстрации и фотографии. Экспозиция состоит из пяти разделов.

Раздел «И, взвившись, занавес шумит»  знакомит читателя с историей зарубежного театра от античности до Нового времени. Театр разнообразен и разнолик. Человеческая память хранит представление о величии тетра самых разных эпох. Это, конечно же, древнегреческий и древнеримский, которые пленяют нас своей масштабностью и грандиозностью.

В своей книге «Античный театр» Каллистов рассказывается о театре Древней Греции и Древнего Рима, о его происхождении, устройстве и античной драматургии. Особенно интересна глава об устройстве античного театра: постепенном развитии его частей (орхестры, проскинии и пр.), появлении сначала двух, а потом трёх актеров, роли хора, костюмах, масках, декорациях...

Прикасаясь к истокам античного драматического искусства, читатели могут познакомиться с трагедиями Эсхила, Софокла, Еврипида, комедиями Аристофана, Менандра, Теренция, Плавта, широко представленными на выставке.

Внимание читателей привлекут исследования, посвященные истории японского театра. Книга Л.Д. Гришелевой «Театр современной Японии» представляет собой театроведческую работу, посвященную искусству кабуки. В книге освещаются важнейшие вопросы развития и специфики этого театрального жанра. Одновременно книга является исследованием, посвященным одной из сторон художественной культуры современной Японии

Труды А. А. Аникста о Шекспире составили эпоху в истории отечественного театроведения. В них представлен универсальный анализ творчества английского классика. Книга «Театр эпохи Шекспира» посвящена истории театрального искусства Англии XVI-XVII веков. На основе глубокого анализа источников в ней рассказано об особенностях организации театрального дела в шекспировскую эпоху, обустройстве театрального здания, спектаклях, репертуаре, актерском искусстве, публике и костюмах, о деятельности актеров профессионального театра «Глобус».

Но театр не всегда требует специальных грандиозных сооружений, театр может быть и просто на улице, не теряя при этом своей магической притягательности. Таков театр Петрушки, искусство которого было так характерно для русского театра. Для такого театра достаточно ширмы и шарманщика.

В книге Анны Некрыловой «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII-начало XX века» говорится об истоках зарожденя русского театра. Автор открыл читателю возможность самому "увидеть", как разные элементы народных гуляний - кукольный вертеп, раек, кулачные бои, медвежья потеха, веселые представления скоморохов и бродячих актеров. - превращались в новый вид искусства - театр. Со временем князья и цари, а затем и энтузиасты театрального дела способствовали становлению русского театрального искусства во всей его самобытности.

 Считается, что развитие театрального искусства в России началось с придворного театра 17 века. Раздел выставки «Театр уж полон, ложи блещут» познакомит читателей с историей зарождения и  развития русского  театра, его разновидностями и первыми актерами. Здесь представлены книги об истории провициального и императорского театра в России в 17-18 веке,

Куликова К.Ф. 'Российского театра Первые актеры (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге - Петрограде - Ленинграде)' - Ленинград: Лениздат, 1991. Книга посвящена старинному театральному Санкт-Петербургу. Рассказ о судьбе первых прославленных русских актеров - Ф. Волкова, И. Дмитревского, А. Яковлева, Е. Семеновой - дается на широком историческом фоне жизни столицы России XVIII - первой четверти XIX века.

В книге А.И. Кузьмина «У истоков русского театра»  развернута панорама общественно-культурной жизни России XVIII - начала XIX века - периода становления отечественного театрального искусства. В центре внимания - судьбы первых русских актеров, музыкантов, художников, творческие достижения которых обусловили возникновение русского профессионального театра.

Наиболее яркой и ценной странице истории отечественного театра времении Екатерины Великой посвящена книга Д.В. Варыгина, И.Г. Етоевой «Эрмитажный театр».

Театр – лучшая школа жизни, потому что он выступает в качестве источника информации о мире, дает повод для работы мысли. Наивысший расцвет русский театр достиг в 19 и начале 20 века с появлением режиссерского театра. О великих режиссерах и развитии театра в этот период повествует раздел «Блистает призрачная сцена». Самобытный русский театр развивался, не изолируясь от мировой театральной культуры. Мы видим огромные связи русского театра и с зарубежным искусством и международным театром.

Данилов С.С. Русский драматический театр XIX века: Т.2 Вторая половина XIX века: учебник для высш. театр. учеб. Заведений / С.С.Данилов, М.Г.Португалова ; ред. А.З.Юфит.- Л.: Искусство, 1974. – 384 с.: ил.

 Наряду с обзорными главами, в которых рассмотрены общие вопросы театральной жизни второй половины XIX века, издание содержит ряд монографических очерков о крупнейших драматургах и актерах, об Александрийском и Мариинском театрах, о частных театрах Москвы, Петербурга и провинции. Отдельно освещено декорационное искусство и театральное образование.

Евгений Багратионович Вахтангов, режиссёр-реформатор, создатель нового театрального направления, талантливый педагог, представляет собой значительное явление в истории русского театра. О нем и его деятельности в театре посвящена книга Н.Зограф «Вахтангов».

Беньяш Р. М. Евгений Товстоногов /Р. М. Беньяш. -Ленинград; Москва: Искусство, 1961.-191 с.: ил. Товстоногов – режисссёр. Как-то Станиславский сказал: выучится режиссуре нельзя. Режиссёром надо родиться. Товстоногов родился режиссёром.

Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве: монография / К. С. Станиславский.- М.: Искусство, 1980.- 432 с. В этой книге Станиславский рассказывает о своём большом пути в искусстве – пути от скромных домашних спектаклей молодёжи до вершин актёрского и режиссёрского мастерства, до мировой славы созданного им Московского Художественного театра.

В работе Немировича-Данченко В. И. «Рождение театра» перед читателем – насыщенная событиями биография, написанная человеком, который встречался с А. Н. Островским, И. С. Тургеневым, Л. Н. Толстым. Был на премьере «Бесприданницы» в Малом театре в 1897 году. Дружил с А. П. Чеховым, сотрудничал с А. М. Горьким, Л. А. Андреевым, А. А. Блоком. И ставил пьесы А. Е. Корнейчука, Н. Ф. Погодина, Л. М. Леонова…

История театра - это еще и история человеческой души, ее падений и восхождений, борьба эгоизма и подлинных страданий, история мира после революций и войн, после страшных смертей. Театр всегда обращен к человеку, к его чувствам - ужасу и состраданию, радости и чистоте, любви и успокоению.

Театр не мыслим без актера. Актер – это душа театра. В разделе «Разные судьбы великих служителей театра» представлены издания, которые расскажут о жизни актёров театра, выдающихся театральных деятелях, раскрывающих тайны на сцене и за её кулисами. В этих книгах перед нами проходит целый парад блестящих человеческих способностей, уникальных талантов, историй человеческого творческого дара.

Вниманию читателей предлагается труд великого театрального режиссера, вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко основавшего Московский Художественный театр, актера и преподавателя К. С. Станиславского, сформировавшего систему сценического искусства, которая пользуется известностью по всему миру вот уже более ста лет. В «Работе актера над собой»,  Станиславский стремится передать то, чему научил его долгий опыт актера, режиссера и педагога. Он рассматривает внутреннюю, психологическую сторону творческого процесса и дает четкие и бесценные советы для достижения высокого профессионализма в актерской игре. Требования художественной правды, искренности в искусстве (отсутствие которой вызывает у автора знаменитое восклицание «Не верю!»), а также необходимость основательной работы над ролью перед выходом на сцену составляют основу знаменитой «системы Станиславского».

Художественная система Станиславского стала основой воспитания многих актеров в нашей стране, с биографиями которых можно познакомиться на выставке.

Раздел «Летит как пух от уст Эола» представляет собой подборку материала по истории оперного искусства и балета в целом, в том числе истории русского балета, а также книги, повествующие о жизни и творчестве знаменитых вокалистов и балетмейстеров, неповторимых русских балерин и артистов оперы и балета. На выставке представлены книги-монографии о великих мастерах оперной сцены: Шаляпин и Вишневская, Карузо и Паваротти.

Русский балет [Текст] : энциклопедия / Ред.кол. Е.П.Белова, Г.Н.Добровольская, В.М.Красовская и др. - М. : Большая Рос. энцикл., Согласие, 1997. - 632 с.,ил. - (Мегапроект "Пушкинская библиотека") –это история русского балета в лицах. В ней описывается жизнь и творчество тех, чьи имена обессмертило беззаветное служение театральному искусству России: великие реформаторы танца, блистательные балерины и танцовщики, талантливые балетные педагоги. Каждый из них имел свою собственную, подчас драматическую судьбу. Кто же эти люди, на протяжении трех столетий создававшие славу русского балета? Это Барышников и Бессмертнова, Васильев и Лиепа, Максимова и Семенова и, конечно же, удивительная и восхитительная Майя Плесецкая.

Демидов А. П. Большой театр под звездой Григоровича /А. Демидов.-Москва: Эксмо: Алгоритм, 2011. Три десятилетия Юрий Григорович бессменно занимал пост главного балетмейстера Большого театра. В книге раскрывается личность Григоровича как величайшего художника русского искусства в окружении выдающихся мастеров танца – немеркнувших звёзд его балетного театра.

Зарубин, Валерий Ильич. Большой театр [Текст] / В. И. Зарубин, 1994. Большой театр всегда был и остается символом Москвы, России, русской культуры. Наша национальная реликвия, овеянная славой и духом великих, в любые времена он жил большими артистами, дирижерами, режиссерами, художниками, всецело отдающими себя творчеству, сохраняющими и продолжающими его традиции. Предлагаемая вниманию читателей книга включает имена более ста лучших певцов Большого театра, солистов оперы и балета. Иллюстрированная уникальными фотографиями, она адресована всем, кому дорого искусство музыкального театра

Тарасов Б. Как создавалась легенда: тайна Галины Улановой / Б. Тарасов.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. Галина Уланова - один из символов советского балета, «живая легенда», единственный в мировой истории деятель культуры, которому при жизни были удостоены памятники. В этой книге впервые предпринята попытка приподнять занавес над мифом «белого лебедя» советского балета. Книга приурочена к 100-летию со дня рождения балерины.

Не любить театр нельзя. И мы любим этот великолепный, красивый и увлекательный мир театрального искусства, Он поражает нас своим разнообразием, своей живучестью, своим вдохновением. Приглашаем всех желающих приобщиться к миру театрального искусства и  раскрыть для себя богатый мир театра.

 

Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию книжную выставку «Ища прекрасному достойную огранку…». Русская сценография XIX - начала XX века.

Из всех разновидностей профессии художника сценограф — профессия, пожалуй, максимально сложная. Хорошему сценографу необходимо удивительным образом обладать глубокими, фундаментальными знаниями, высоким уровнем культуры, тонким чувством того самого прекрасного, в создании которого он участвует, особенным, ни на что не похожим мышлением. Его работа должна быть основана на законах исторической достоверности, эстетического соответствия замыслу автора, психофизического удобства для актерской игры.

Конец XIX – начало XX вв. – период взлета в развитии декорационного искусства в мировом театре и время, когда лидирующее положение в нем заняли русские мастера. Театрально-декорационное искусство, до того находившееся на втором плане и играющее скорее служебную роль, неожиданно обрело самостоятельность. Важнейшей вехой в этой области стали работы В.М. Васнецова, сначала к пьесе А.Н. Островского «Снегурочка» (1881 - 82 гг.), а затем и к одноименной опере Н.А. Римского-Корсакова на сцене Московской частной оперы Мамонтова (1885 г.).

Конец XIX - начало XX вв. - период взлета в развитии декорационного искусства в русском театре. Балетные спектакли с участием А. Павловой, Т. Карсавиной, В. Нижинского в сотрудничестве с антрепризой Дягилева и в оформлении русских художников, показанные на сценах Парижа и Лондона, произвели настоящую сенсацию и оказали огромное влияние на западноевропейское искусство.

В этот период в русском театрально-декорационном искусстве формируются направления, которые в дальнейшем станут определять пути как европейского, так и мирового театра. Во-первых, это было обусловлено приходом на сцену выдающихся мастеров изобразительного искусства – художников-станковистов, таких как М. Врубель, К. Коровин, А. Головин, обогативших театр высочайшей декоративностью и зрелищностью.

Одновременно мастерами круга «Мир искусства» – А. Бенуа, И. Билибиным, М. Добужинским и другими – был начат поиск новых способов оформления сцены. Во-вторых, важным импульсом для развития декорационного искусства стало творчество выдающихся режиссёров того времени: К. Станиславского, А. Таирова, Н. Евреинова, Вс. Мейерхольда, Ф. Комиссаржевского. Новаторский, «режиссёрский театр» во многом определил основные принципы художественного решения сценического пространства, которые не потеряли своей актуальности до сих пор.

На выставке представлены книги с эскизами костюмов и декораций к спектаклям начала XX века: Виктора Васнецова, Константина Коровина и Михаила Врубеля, художников круга «Мира искусства», среди которых Александр Бенуа, Иван Билибин, Александр Головин, Мстислав Добужинский, Борис Кустодиев.