Обзор журналов

Журнал «Новый мир» № 7 печатает роман Оксаны Забужко «Музей заброшенных секретов». Это современная культовая украинская писательница. Ее издают и читают. Роман повествует об истории Украины ХХ века в судьбах людей нескольких поколений. Роман написан хорошим языком, великолепный перевод. Читаешь выборочно любую сцену, и она захватывает. В публикуемых главах показана одна линия. Женщина-журналист, телеведущая снимает фильм об истории одной семьи и знакомится с внуком главной героини. Как развиваются их отношения вы и узнаете из этой публикации.

В журнале «Новый мир» № 8 опубликован роман Александра Григоренко «Мэбэт» Эпос о ненецком сверхчеловеке не просто увлекательное чтение в неофольклорном духе, он претендует на большее. Это рассказ о человеке тайги, об одиноком герое, державшемся нарочито особняком от соплеменников, которых он превосходит абсолютно во всем, но люди его не любят. С собственным сыном он находится в очень непростых отношениях.

«Новый мир» № 10 в рубрике «Из наследия» печатает переписку Александра Солженицына с Корнеем Чуковским (1963 - 1969 годы). Эти письма (всего 35) во многом определяют развитие русской литературы во второй половине ХХ века и становление общественной жизни в России.

Олег Ермаков опубликовал произведение «Заброшенный сад» в «Новом мире» № 11. Это 49 эпизодов одной весны. Каждый эпизод сопровождается каким-то музыкальным произведением, и музыка навевает именно то, что отражено в этом эпизоде. Интересна статья А. Куряпина «Красная арифметика». Если вкратце, то это о безнадежной борьбе с логикой в советских школьных учебниках по арифметике. Авторы учебников должны были в цифрах обличать царский режим и возвеличивать советский. Примеры и задачи доходили до абсурда.

Журнал «Москва» открыл новую рубрику «Что изменилось». В этой рубрике планируется публиковать по одному небольшому произведению русской и мировой классики, которое отвечает происходящим процессам в современном российском обществе. И сто и двести лет назад существовали явления, на которые обращали внимание наиболее зоркие представители своего времени. Напоминание о таком опыте интересно. В №1 «Москвы» публикуется в этой рубрике «Сказка о баранах» В.Даля.

Журнал «Москва» № 4 печатает повесть «Барон Жолток» Дмитрия Рогозина, нашего политического и государственного деятеля, выступившего в новой для себя роли – писателя. Это историко-документальная проза, история одной семьи. Автор полтора года проработал в архивах.

В «Москве» № 5 опубликована повесть В.Воронцова «Причал», которая рассказывает о русской глубинке. Это автобиографическая повесть, читаешь и понимаешь, что там, в глубинке все настоящее, естественное: и природа, и отношения людей.

В «Москве» № 6 Л.Подольский печатает свою повесть «Эксперимент». Сюжет развивается следующим образом. Над губернатором провинциального русского городка навис дамоклов меч. Задумано было провести эксперимент «хитрого насаждения демократии». Как развиваются события вы узнаете, прочитав этот роман.

«Москва» № 7 и 8 публикует роман В. Поздышева «Портрет эпохи». Сюжет – это общезначимое отображение истории через соединяющиеся детали житейских историй. Через срез людских судеб показана наша эпоха, причем устами не растиражированных писателей, а мало известных авторов. И это ценно. И еще важно, что автор заставляет задуматься, отвлечься от легкой беллетристики. Щемящее чувство вызывает рассказ Наумовой Елены «Бабушкин сынок».

В «Москве» № 8 в разделе «Публицистика» Анна Федорец публикует статью «Русская программа П.М.Третьякова». Это новый взгляд на мировидение Третьякова, связанное с национальными пристрастиями.

Интересны исторические повести С. Цветкова в «Москве» № 9. Это «Единожды предав» (малоизвестные страницы истории Ивана Грозного) и «Князь Курбский».

В «Москве» № 11 читайте повесть М.Попова «Паническая атака». Смысл ее в том, что не надо бежать к врачу по любому пустяку, только облегчите свой кошелек. Повесть написана с юмором. Здесь же читайте статью М.Чертока «Василий Агапкин и его марш «Прощание славянки». Автор рассказывает о В.Агапкине и воссоздает историю знаменитого марша.

В журнале «Октябрь» № 2 привлекает внимание статья Валерия Хайта «Юмор падает с неба». Эта статья представляет собой размышления Валерия Хайта о юморе, как значительной составляющей современной словесности и культуры.

«Октябрь» № 3 публикует повесть в рассказах Вячеслава Пьецуха «Суть дела». Сборник великолепных, цепляющих за душу рассказов. В них психология и философия русского человека, тоска по несбывшемуся и никогда не сбудущемуся, вселенская печаль и невыразимое счастье. Рассказы написаны с тонким добрым   юмором.

Повесть Андрея Хуснутдинова «Господствующая высота» напечатана в «Октябре»№ 6. Это новая повесть об афганской войне, начавшись вполне реалистично, она выходит за рамки человеческого, и начинается мистика.

В «Октябре» №7 Юрий Угольников пытается в своей статье «Литературная матрица» дать критический обзор двухтомнику «Литературная матрица», задуманному издателями как «учебник литературы, написанный писателями».

«Октябрь»№8 публикует еще одно произведение Вячеслава Пьецуха сатирическую повесть «Исповедь дуралея». Повесть написана как пособие для начинающих писателей. На примере героя они должны крепко подумать прежде чем взяться за перо.

В «Октябре» № 9 и № 12 вы можете познакомиться с совершенно замечательными «Воспоминаниями» Антонины Пирожковой о Бабеле. Это – единственный в мемуарной литературе развернутый портрет Исаака Бабеля – писателя и человека.

«Октябрь» №10 публикует переписку Беллы Ахмадулиной с Василием Аксеновым. Она удостоена премии Журнала «Октябрь». Во вступительной статье Б. Мессерер рассказывает, что предшествовало этой переписке, какие события вынудили В.Аксенова покинуть родину и стать эмигрантом. А В. Есипов объяснил, как эта публикация стала возможной.

В «Октябре» №11 напечатана повесть Валерия Попова «Плясать до смерти». Повесть автобиографичная. Она о страданиях человека, ставшего  свидетелем гибели близких людей.

Журнал «Звезда» №2 в рубрике «Исторические чтения» публикует статью В. Кавторина «Уроки Великой реформы. К 150-летию отмены крепостного права в России». Автор подробно исследует предпосылки этой реформы, ее ход, а также уроки «самой удачной из всех реформ в Российской империи».

Рассказ Нины Катерли «Чужой дедушка и рыба нельма» напечатан в «Звезде» № 4. Совсем небольшой рассказик написан пронзительно и поднимает большие проблемы: наше отношение к природе, экологии. В этом же журнале опубликована статья С.Ярова «Блокадная этика: понятие о справедливости». Невозможно спокойно, без боли читать эти строки.

В «Звезде» № 6 интересная публикация Н.Соколова «История одного побега». Повесть в значительной степени документальная. Автор сам дважды бежал из фашистского концлагеря, прошел через карцеры, тюрьму и пытки.

С интересом читается повесть Н. Лазаревой «Нелегалка» в журнале «Звезда» № 9. Это дневник женщины, которая уехала в Италию на заработки.

Начали печататься материалы к 200-летию Войны 1812 года. Воспоминания Нарышкиной так и называются «1812 год» Повесть Аси Умаровой «Остывшие гильзы» в «Звезде» № 10 рассказывает о чеченской войне.