Организация справочной библиотеки

В 1907 году в муниципалитете города поднимался вопрос о создании в Выборге «муниципальной библиотеки». Это означало сбор всей литературы, касающейся вопросов общества в определенное место для использования должностными лицами. Для этого муниципалитет выделил из средств общества Аннискелу 5000 марок. Пока еще не были решены вопросы организации и обеспечения данной библиотеки, выделенные деньги были отданы на хранение. А дело попало на рассмотрение 2-х различных комиссий. Ранее комиссия предполагала, что в архиве магистрата будет организован библиотечный отдел, где члены муниципалитета, а также должностные лица городской администрации смогут брать книги на некоторый срок на дом и только в рабочее время она будет открыта для населения. Другая комиссия (члены Уно Саксен, Эйнар Линдберг и др. – отчет датирован 26.10.1910 ) придерживались мнения, что не следует создавать муниципальную библиотеку, поскольку это привело бы к разрушению того состояния, в котором находятся библиотеки города, препятствовало бы тем хорошим и своевременным достижениям городской библиотеки, к тому же лишь немногие смогли бы воспользоваться ею. Напротив, комиссия говорит о том, что « в Выборге уже существуют городская и народная библиотеки, которые необходимо развивать, чтобы они могли пробудить в читателях желание углублять знания, служить практически их учебным целям, улучшать как общее, так и профессиональное образование горожан.» Комиссия так же считала обязательным, что необходимо объединить городскую и народную библиотеки а также читальный зал в одну Выборгскую городскую библиотеку» с единым руководством и предложила, чтобы там был основан особый справочный отдел, которым каждый гражданин мог свободно пользоваться». Таким образом, несомненно, развивались бы та жажда знаний и желание учиться, которые в связи с большими событиями последних лет, пробудились в гражданах и которые общество изо всех сил должно поддерживать и развивать». После того, как прежнее руководство библиотек поддержало этот проект, он был одобрен муниципалитетом 21 октября 1910 года и на создание новой библиотеки было выделены те средства, которые ранее предполагались для основания муниципальной библиотеки; сумма была увеличена до 6400 марок, в последующие два года – 1911 и 1912 по 7000 марок, а затем с 1913 по 5000 марок в год, из которых – 1000 марок – на периодическую литературу, 3000 марок на организацию и развитие справочного отдела, и 1000 марок на покупку тех изданий, которые пользуются наибольшей популярностью и приобретение которых руководство считает необходимым. Руководство абонемента и читального зала объединилось в единое руководство Выборгской городской библиотеки, им вскоре были выработаны правила по организации и руководству и представлены муниципалитету для утверждения. Руководство городской и народной библиотекой обратило внимание в своем заявлении на то, что основание справочного отдела могло бы «оказать влияние на выделение необходимых средств на поддержание и развитие городской и народной библиотек, до сих пор библиотека не получала никакой помощи со стороны города, в то время как средства для расширения были необходимы, так как в еще большей степени в этой помощи нуждалась народная библиотека». Новые правила библиотеки были одобрены 10 ноября 1911 года. Надо заметить, что в них уже шла речь о директоре библиотеки; употребив название должности, которое стало использоваться в последнее время. В объединенной Выборгской городской библиотеки было в действительности 2 директора: абонемента - редактор Толлет, читального зала – преподаватель Сихвонен. Руководство представило, а муниципалитет затем одобрил следующее пояснение в только что утвержденных правилах: О работе директора библиотеки следует выделить следующее: до тех пор, пока деятельность директора абонемента и читального зала отличается - их двое, и они оба обладают одинаковыми правами и обязанностями как упомянутый в правилах директор библиотеки». В правилах руководство еще раз отметило, что пользование книгами бывшей так называемой народной библиотеки, а также шведского отдела абонемента «свободное или бесплатное». Плата за пользование абонементом примерно1200 – 1400 марок в год. Муниципалитет одобрил это предложение руководства, а также выделил для реорганизации составления перечня сумму в 1500 марок. Была назначена заработная плата обоим директорам – 1800 марок каждому. Абонемент получил второго помощника – каждому по 600 марок в год. А также объединение - читальный зал - справочный отдел – второго помощника; из них один получал 1400 марок, другой – 1000 марок в год. Новые правила ввели также должность секретаря, который к тому же выполнял обязанности заведующего хозяйством библиотеки, назначив зарплату 200 марок в год. Для приобретения литературы на абонемент в 1912 году было выделено 4000 марок, на читальный зал – 1000 марок. Из денег, предназначенных на справочный отдел, были сэкономлены с прошлого года на начало этого 5212:70 марок. Можно сказать, что на этом важном этапе развития, когда ее деятельность стала основываться на новом, едином фундаменте, библиотека снискала большую поддержку со стороны городской власти. Городская библиотека стала теперь в действительности одним единым целым, хотя в ней было два директора. Реорганизация и составление единого перечня прошли по инициативе преподавателя Сихвонена. Для проведения самых основательных работ прибыл директор библиотеки Сената Вильгельм Сиппола. На абонементе финской и шведской литературы упразднили систему “kladi”, а на ее место ввели систему “Newark” с кармашками в книгах и карточками. Новые перечни говорили также на понятном языке. (Из фонда краеведческого отдела Библиотеки Аалто. Подготовила Т. Коробова)