Перейти к основному содержанию

АЛВАР ААЛТО. АРХИТЕКТУРА И ГУМАНИЗМ

Аалтовский метод проектирования здания основан на внимательном изучении его внутренних функций и выражении их в пространстве. Создание архитектурного  порядка методом «изнутри  - наружу», что способствует лучшему приспособлению всей структуры росту, к увеличению, к изменению функций. Поэтому постройки Аалто неотделимы от окружающей среды, будь то городской или природный ландшафт, составной частью которого они являются.

Его произведения утверждают прекрасное без умышленного эстетизма, они вызывают у человека скорее доверие, чем восхищение или пафос, в них прослеживается стремление предотвратить угрозу техницизма, ликвидировать разрыв между точными науками и искусством.

Аалто удачно  соединил в своих работах достижения рационализма и преимущества интуитивного метода, найдя яркие и самобытные средства выразительности. Источники гуманизма связываются с природой страны, ее национальными особенностями и традициями.

«Органическая архитектура» - достаточно обширное направление в современной архитектуре, рассматривающее деятельность архитектора как своеобразную линию развития природы.

 Концепция единства творений человека и природы наиболее полно проявилась в градостроительных проектах Аалто.  Главный принцип в котором базируется аалтовская концепция – формирование современной городской среды, где человеку должна быть представлена возможность постоянного общения с природой – в его доме на рабочем месте и особенно во время отдыха. Он требовал от городской среды в первую очередь эластичности, т.е. возможности постоянного обновления окружаущей человека среды. Огромное значение он придавал эстетической функции природных форм при создании градостроительных композиций. Без типовых застроек города проблему жилищного строительства не решить. Тем не мене, Аалто всегда считал какие бы типы жилой застройки не применялись, наилучшим способом проблему жилья решает индивидуальный жилой дом. (Видимо это во многом отличает Аалто от японских архитекторов.  создавших  значительное количество примеров массового жилья. Но их понять можно,  плотность населения чрезвычайно высока в Японии.)

 Гуманные принципы проектирование жилища определены  глубокими биологическими основами. Ему принадлежит любопытная мысль о том, что недостаток в городе природы может компенсировать внутренняя обстановка дома. И в этом случае предметы интерьера являются своеобразными символами способными напоминать человеку о живых природных образах.

Он рассматривает природу не только со стороны объективной реальности , частью которой должна стать архитектура, но и как своеобразный эталон для изучения и подражания. В этом заключена философская составляющая его принципа. «Природа на основе одних и тех же конструкций может достичь миллиардов сочетаний, каждое из которых будет представлять совершенную форму. Поэтому и предметы окружающие человека , должны быть как живые клетки и ткани, составляющие живой организм».

Аалто выработал ряд композиционных приемов, способствующих связи построек с природным окружением. Благодаря этому  живописные фрагменты ландшафта стали неотъемлемой частью сооружений.

«Материал требует проверки временем и не все материалы созрели для  того, чтобы быть использованы в архитектуре. Материал нужно «очеловечить» - так он говорил. В этой связи он неохотно применял алюминий , пластмассу. Это не характеризует его как консерватора. Дело в том, что ему в силу своего философского принципа были по душе материалы естественные, дерево, кирпич, гранит . медь, которая естественным образом способна превращаться в живописную текстуру и т.д.  Для Аалто дерево было материалом скорее биологическим, чем традиционным. К его обработке он подходил иначе, чем до него . т.е. воспринимали дерево как нейтральную массу. Для него дерево это прежде всего живой материал из таких же волокон, как и мышцы человека. Он широко его использует т, но не из за сентиментальных побуждений. По его мнению дерево как древний материал по-прежнему может служить человеку в соответствии с теми биологическими и психологическими качествами, которыми человек обладает.

 Он рассматривал необходимость сближения технических и органических форм отвергал их противопоставление и противоборство, а наоборот утверждал их неразрывное единство и союз. Это лежит в основе процесса гуманизации архитектуры. По его мнению, функционализм может быть оправдан в том случае, если создается архитектура рациональная прежде всего с точки зрения человеческих потребностей, т.е. психофизиологических.

Признавая значение общего процесса рационализации архитектуры, Аалто всегда был убежден в том, что подлинных вершин в искусстве невозможно достичь идя только логическим путем. Постоянно подчеркивая важность логического подхода, он указывал на необходимость равновесия между научными методами и интуицией для того, чтобы ограниченный рационализм не стал определяющим фактором. Он всю жизнь был противником бездушной машинизации, против порождения сооружений в городах, подавляющих человеческую личность. Создатели этих зданий, по его мнению., рассматривают архитектурные проблемы слишком поверхностно, отстаивают формальные позиции «современности» во что бы то ни стало, и поэтому упускают главное – человека.

      Аалто был убежден в том, что архитектура, живопись , скульптура в своем происхождении имею единую основу, выражающую духовные устремления человека. Вместе с тем их взаимодействие обнаруживается не через поверхностное формальное сходство, посредством анализа избранного материала. Единство искусств не означает просто совместную работу многих художников над одним произведением. Даже счастливое стечение обстоятельств не может привести такую «бригаду» к успешному результату. Значительно лучше если в одной личности представлены сразу многие художественные таланты.

 

Ширинкин Олег Владимирович профессор, заведующий кафедрой  «Интерьер и оборудование» факультета «Дизайн» СПГХПА им. А.Л. Штиглица.