Основные проекты Алвара Аалто

Дом Алвара Аалто (Мунккиниеми, Хельсинки, 1935-1936)

В 1935 году Аалто приобрел участок в Хельсинки, в районе Мунккиниеми и спроектировал семейный дом с рабочей студией, ставший одной из ранних вех в развитии его стиля.

Здесь Аалто осуществил эксперимент по сочетанию рабочих и жилых пространств, отразивший его взгляд на единство труда и повседневности – студия и жилые комнаты здесь плавно переходят друг в друга и органично сочетаются. Такой необычный подход к организации интерьера стал одним из фирменных приемов Аалто при проектировании частных домов для людей, чья профессиональная деятельность требовала рабочего пространства в доме. Также вилла, разумеется, стала наглядной демонстрацией возможностей мастера при приеме будущих заказчиков.

Внутренние помещения дома обращены во двор; таким образом, жизнь его обитателей скрыта от взглядов с улицы, что создает ощущение покоя и защищенности, столь важное для дома. Стиль Аалто проявляется здесь во всех деталях. В отделке дома широко использованы дерево и ткани; в интерьере сразу заметны характерные для Аалто штрихи, такие как организация пространства на разных уровнях, применение подвижных перегородок для возможности отделения определенных зон и современное осмысление традиционных мотивов (терраса на крыше, очаг и др.)

На протяжении долгого времени именно здесь Аалто работал над своими проектами; лишь в 1950-е, когда количество сотрудников в бюро мастера сильно увеличилось, он спроектировал отдельное здание для студии, расположившееся неподалеку от дома, в нескольких минутах ходьбы.

В этом доме Алвар Аалто прожил сорок лет, до конца жизни, как и его вдова, архитектор и дизайнер Элисса Аалто.

 В настоящее время дом находится на попечении фонда А. Аалто и открыт для посещения.

Финский павильон, Всемирная выставка (Париж, 1937)

Когда был объявлен конкурс на проект павильона Финляндии на Всемирной выставке в Париже, Аалто прислал на конкурс две заявки, одна из которых и заняла первое место и была воплощена, а другая заняла второе место.

Сложность проекта состояла в том, что павильон Финляндии должен был располагаться на склоне холма, где росло большое количество деревьев; вырубать деревья для строительства было запрещено принимающей стороной. Решение, найденное Аалто, отличается оригинальностью и простотой: в его проекте лес стал сквозным мотивом всего павильона.

Главный павильон и окружающие его постройки были сгруппированы в некое подобие свободного коллажа, каскадом поднимаясь по склону к главному павильону. Деревья, растущие на участке, оказались внутри помещений, в галереях и в проходах, создав, таким образом, естественную атмосферу, подчеркивающую финский национальный колорит. Неочищенные стволы, ширмы и колонны, добавленные Аалто в интерьеры, усилили «лесную» атмосферу. Дерево также стало основным материалом для отделки павильона, в том числе и снаружи. Один из двух больших залов павильона явно представлял собой вариацию на тему читального зала Выборгской библиотеки. Между строениями расположился сад, ставший излюбленным местом для прогулок посетителей выставки.

Вилла Майреа (Ноормаркку, 1938)

Эта вилла была заказана семьей Харри и Майре Гуллихсен, друзей Аалто, известных меценатов и коллекционеров искусства. Также семья Гуллихсен разделяла взгляды Аалто на стиль жизни и принципы дизайна, и поэтому вилла стала одним из первых проектов, где Аалто была предоставлена практически полная идейная свобода. Более того, заказчики одобряли любые эксперименты, предложенные Аалто в процессе проектирования.

Вилла считается наиболее изысканным и детальным из проектов частных домов у Аалто, и может считаться венцом творчества молодого архитектора. Здание идеально вписывается в ландшафт участка, одновременно контрастирует и пребывает в гармонии с окружающей его природой. Органичность дизайна подчеркивается материалами: в отделке всего здания использованы штукатурка, дерево, керамика и камень, имеющие максимально естественный, а порой и вовсе необработанный вид.

Компактное и внешне безупречное здание заключает в себе множество удобно расположенных помещений, от спален и библиотеки до студии и галереи, плавно перетекающих друг в друга и формирующих внутренний «ландшафт» виллы. Огромное значение в интерьере играет использование спонтанных и свободных по своей форме элементов, как неправильной формы углубление в каминной трубе, нерегулярно расположенные стволы деревьев в гостиной и общая асимметрия помещений.

Интерьер виллы отличают роскошь отделки и внешняя простота форм и материалов, а также сочетание традиционных мотивов с современными деталями. Вместе это создает весьма необычное пространство, одновременно комфортное и в то же время дарящее вдохновение.

Одно из крыльев виллы продолжается навесом, стоящим на березовых стволах и покрытым сверху слоем земли, на котором растет трава. Навес этот ведет к небольшой сауне, возле которой расположен бассейн естественной, округлой формы, столь характерной для дизайна Аалто; бассейн имеет две части – одну более глубокую, другую мелкую.

Удивительным образом, такой дизайн бассейна имел гораздо более непредсказуемые последствия, чем можно было бы предположить. Форма бассейна, практически идентичная бассейну виллы Майреа (а точнее –  заимствованная), оказалась весьма популярна в Америке, и многие виллы в Калифорнии имели бассейны как раз такой формы; в 1970-х, когда бассейны из-за засухи стояли пустыми, местная молодежь стала использовать их для исполнения трюков на скейтборде, дав начало новому виду спорта.

В настоящее время вилла Майреа, как и многие другие объекты наследия Аалто, имеет свой первозданный вид и открыта для посещения.

Общежитие Массачусетского технологического института (Кембридж, Массачусетс, США, 1949)

В 1940-е годы Аалто много  работал в США, читая лекции, налаживая связи и разрабатывая проекты. Будучи профессором MIT (Массачусетского технологического института), он получил от руководства института заказ на проект здания общежития для старшекурсников.

Для Аалто это оказалось интереснейшей возможностью применить свои архитектурные принципы. Волнообразная форма здания – не просто причуда мастера; такая форма увеличивает площадь фасада при экономии строительных материалов, а также обеспечивает хорошее освещение и вид на реку из большинства комнат, одновременно придавая каждой из них индивидуальную, слегка асимметричную клинообразную форму.

Ресторан, находящийся в отдельном небольшом корпусе, освещается знакомыми по Выборгской библиотеке зенитными фонарями.

Интерьеры, спроектированные Айно Аалто, были обставлены мебелью фирмы Artek; часть элементов была создана специально для общежития.

Внутренняя планировка здания представляет собой своего рода «город-холм»: все необходимые службы и помещения расположены в пределах комплекса, что создает баланс между личным пространством и социальным взаимодействием.

В 1999 году, в связи с юбилеем, общежитие было отреставрировано, а интерьерам вернули оригинальный вид и обстановку.

Дом Культуры (Хельсинки, 1952-1958)

Заказ на здание Дома Культуры стал первой возможностью для Аалто построить большой зал для концертов и конгрессов. Заказчиком здания выступила Коммунистическая партия Финляндии, владевшая зданием до 1990 года. Сегодня оно известно во всем мире как Дом Культуры (фин. Kultturitalo) и считается одним из известнейших образцов архитектуры Алвара Аалто. Кроме того, зал Дома Культуры известен своей первоклассной акустикой, и не только является одной из популярнейших концертных площадок Хельсинки, но  и нередко используется для записи музыки.

Корпус Дома культуры, вмещающий зал, имеет спиральную форму, напоминающую раковину, и является, в сущности, ничем иным как асимметричной вариацией формы античного театра – один из излюбленных мотивов Аалто. Сложной формы стена была построена с использованием специально разработанного кирпича, который имеет трапециевидную форму.

Свободной формы кирпичное строение контрастирует с кубическим административным корпусом, в котором располагается более ста помещений различного назначения: помимо вестибюля и гардероба, здесь также находятся лекторий, классы для занятий, служебные помещения и комнаты для хобби. Часть пешеходной дорожки перед зданием скрыта под длинным навесом длиной 60 метров; навес, административный корпус и крыша здания покрыты медным листом, имеющим характерный яркий зеленый цвет. Большой кирпичный корпус, административное крыло и переход между ними заключают между собой небольшой и уютный дворик, вымощенный прямоугольной плиткой.

Асимметричный главный зал, вмещающий 1500 человек,  может использоваться как для проведения конгрессов, так и для концертов. Форма зала способствует распространению звука, а для обеспечения разнообразной акустики Аалто расположил на стенах съемные звукопоглощающие панели: их количество и положение можно регулировать в зависимости от необходимости, создавая оптимальную акустическую среду в зависимости от того, какой требуется эффект.

К концу 1980-х в здание претерпело многие изменения, некоторые из которых были чужды оригинальному дизайну. В 1989 году оно получило защиту государства, после чего под руководством Элиссы Аалто (вдовы и коллеги архитектора) была проведена реновация здания.

Вилла Луи Карре (Базош-сюр-Гийон, Франция, 1956-1959)

Заказчик виллы, Луи Карре, был известным галеристом и арт-дилером. В 1955 году он заказал Алвару Аалто проект виллы на своем участке в Базоше. Помимо самого дома, Аалто также создал дизайн интерьера и весь ландшафт участка.

Дом должен был стать одновременно жилым пространством и галереей для демонстрации объектов искусства клиентам: Карре специфически высказал пожелание, чтобы дом мог быть местом для работы, а также, чтобы он был построен из «материалов, проживших жизнь» - то есть из максимально естественных. Подобный подход был Аалто весьма близок и не единожды применялся им при проектировании, как вилл, так и массового жилья.

Одним из пожеланий Карре также было использование эксклюзивных элементов дизайна – начиная от дверных ручек, освещения и мебели и заканчивая некоторыми техническими решениями. Это дало Аалто высшую степень творческой свободы, и именно поэтому вилла Карре стала не только жилым пространством, но и подлинным произведением искусства.

Отделка виллы изобилует мелкими, большей частью абсолютно уникальными деталями. Некоторые элементы интерьера – например, деревянные потолки в зале и в гостиной, были изготовлены на месте специально приглашенными финскими мастерами-плотниками.

Внутреннее устройство дома поражает оригинальностью, но в то же время демонстрирует так хорошо узнаваемый почерк Аалто: помещения перетекают одно в другое, огибая склоны холма, на котором стоит вилла, и создают органически единое пространство.

Важной деталью для Карре было наличие в доме библиотеки. Она стала самой маленькой из библиотек, созданных Аалто. Помимо естественного света и натуральной отделки, можно заметить и один из характерных для Аалто элементов интерьера, который он использовал во всех своих проектах библиотек – небольшое углубление для чтения, впервые появившееся в Выборгской библиотеке.

Склоны холма сформированы в виде широких земляных террас, которые напоминают огромную лестницу, и спускаются к небольшому, изысканному бассейну.

Главное здание Технологического университета Отаниеми (Хельсинский Политехнический институт, сегодня – Университет Аалто, 1955-1966)

В 1949 году Аалто выиграл конкурс на проектирование застройки территорий Университета в районе Отаниеми, пригороде Хельсинки. В 1955 году он создал проект главного здания университета, которое стало одним из самых узнаваемых проектов Аалто.

Вот что сам Аалто писал о проекте в феврале 1955 года: « Мое намерение состояло в том, чтобы создать архитектурную форму, которая сама по себе придаст зданию академическое достоинство, подобающее главному зданию университета, не прибегая к декоративным ухищрениям».

Проект Аалто отличается простотой и в то же время яркостью и смелостью решения. Массивное, доминирующее над окружающим ландшафтом главное здание в своей структуре воспроизводит мотив античного театра. Внешняя форма соответствует устройству внутренних помещений: в здании расположены два лектория, на 576 и 327 человек соответственно.

Весь комплекс зданий был спроектирован с учетом возможного расширения, которое началось практически сразу после завершения строительства. В настоящее время остальные постройки комплекса свободно сгруппированы вокруг главного здания. Особенно стоит отметить, что зеленая внутренняя зона между зданиями, в соответствии с замыслом Аалто, является строго пешеходной.

Сегодня не только само здание является наследием Аалто:  в 2010 году Хельсинкский Политехнический институт, Высшая школа экономики и Институт искусств, дизайна и архитектуры были объединены в единый университет, который получил имя Университета Аалто.

Церковь Трех крестов («Вуоксенниска», Иматра, 1955-1958)

Небольшое и внешне весьма скромное, здание церкви Трех крестов в Иматре является, пожалуй, одним из самых вдумчивых и тонких проектов Аалто, и ярко иллюстрирует его глубокий философский подход к дизайну.

Название «Церковь Трех крестов» происходит от трех простых белых крестов, украшающих алтарь. Во время освящения церкви епископом было отмечено, что число крестов отмечает не только историю самого Христа, но также и историю о Христе и двух разбойниках.

Основное помещение церкви, способное вместить до 800 человек, является квинтэссенцией подхода Аалто к открытым и трансформируемым внутренним пространствам. Этот большой зал разделяется на три части изогнутыми стенами толщиной 42 сантиметра, движущимися на подшипниках и скрывающимися в стене здания. Все движущие механизмы спрятаны от глаз прихожан. По задумке Аалто, самое внутреннее помещение является основным, два же остальных как бы добавляются к нему при необходимости.

Орган и кафедра расположены асимметрично, что необычно для протестантских церквей. Акустика в помещении была выверена Аалто при помощи экспериментальных моделей таким образом, чтобы и речь священника, и музыка были слышны одинаково хорошо во всем зале. Сам Аалто писал об этом в проекте: «Богослужение в протестантской церкви требует трех архитектурных точек фокуса: алтаря, кафедры и хора с органом… Поскольку слышимость проповеди является наиболее важной и наиболее сложной проблемой в церкви, это логически приводит к асимметричному расположению кафедры. Длинная стена, расположенная диагонально напротив кафедры, задает отражение звука гораздо в большей степени, чем остальные стены. Правильный дизайн этой стены обеспечивает оптимальную проекцию звука…»

Аалто, мастер естественного освещения, использовал его здесь с особой изобретательностью: здесь применены самые разнообразные формы окон, расположенные весьма хитроумным образом. Благодаря этому лучи солнца, попадая внутрь здания под различными углами, не только освещают интерьер, но и создают необычную игру света и тени на внутренних поверхностях.

Академический книжный магазин (Хельсинки, 1961-1969)

Здание Академического книжного магазина, или «Дворец Книги», расположенное в самом центре Хельсинки, было заказано компанией Stockmann, владеющей также участком напротив здания.

Проект Аалто, представленный на конкурс, был воплощен почти без изменений, что в случае зданий, вписываемых в существующую застройку, случается нечасто.

По его плану, нижние два этажа здания отводились собственно магазину, верхние же этажи заняли служебные и административные помещения. Кроме того, еще несколько этажей, на которых расположены склады, находятся под землей.

Книжный магазин представляет собой большой зал, отделанный мрамором, с галереей на втором этаже. Свет попадает в помещение через призматические пятиугольные зенитные фонари необычного вида: помимо внешней конструкции, выступающей над крышей, они имеют также внутреннюю часть, спускающуюся в зал в виде сложного многогранника. Подобного решения Аалто не применял нигде в других своих проектах.

Особое внимание Аалто уделил приведению фасада к гармонии с соседним зданием, построенным по проекту Э. Сааринена. Снаружи здание обшито медным листом, однако большую часть фасада занимают окна.

В здании также сегодня располагается кафе, носящее имя Аалто – известнейшее место, считавшееся в течение долгого времени своего рода центром притяжения интеллектуальной элиты столицы Финляндии.

Городской центр (Сейняйоки, 1951-1987)

Этот комплекс зданий, сложившийся в течение долгих лет, стал одним из немногих воплощенных городских планов Аалто. Проектов городского планирования Аалто создал немало; реализованы из них, однако, были единицы – как правило, Аалто в своих планах делал достаточно большой упор на экологию и сохранение ландшафта, что в большинстве случаев вело к повышению стоимости проектов.

Сегодня городской центр Сейняйоки известен как «Центр Аалто». На сравнительно небольшой территории в центральной части этого небольшого города расположены церковь с приходским центром, здание городского совета, театр, библиотека и здание муниципальных служб, соединенные серией площадей.

Церковь (1951-1960)

 В 1951 году был организован архитектурный конкурс на строительство новой церкви. Было время, когда духовенство поддерживало архитекторов старшего поколения и архитекторы спорили о новом стиле построения церквей. И в городе Сейнайоки хотели построить традиционную церковь, но среди 45 участников архитекторов конкурса был признан лучшим современный проект того времени "Лакеуден Ристи" (Крест Равнины). Автором проекта был Алвара Аалто, родившийся в той же провинции, уже в то время достигший международной известности.

Строительство церкви, получившей название Крест Равнины, было завершено в 1960 году, а церковный центр - в 1966 году. Высота впечатляющей колокольни в форме креста составляет 65 метров. Поверхность кирпичных стен церкви покрыта белой штукатуркой. Каменный фундамент и часовня выполнены из черного гранита, крыша выполнена из меди. Форма церковного зала напоминает стиль кафедрального собора с чертами современной аудитории и ранней христианской базилики. Церковный зал рассчитан на 1200 сидячих мест. Материалами интерьера являются сосна, мрамор и терракотовый кирпич.

Сама церковь устроена просто и лаконично. Внутреннее пространство церкви, что весьма необычно для Аалто, представляет собой симметричный вытянутый зал, в котором, как и полагается в храме, доминирует алтарная часть. Окна церкви создают подобающее освещение, а ночью придают зданию необычный вид снаружи – в темноте форма окон напоминает огромные горящие свечи. Дизайн интерьера, включая витраж в часовне, создан Алваром Аалто и несет отпечаток его фирменного стиля: отсутствие излишнего декора, сочетание простых белых поверхностей и искусно обработанного натурального дерева и изящество простых бытовых деталей.

Полностью зеленый двор ступенями поднимается от входа к площади, формируя своего рода амфитеатр, используемый для мероприятий; при его проектировании Аалто учел, что в этом регионе проводится большое число местных общинных праздников, особенно в летний сезон.

Городской совет (1958-1962)

Вскоре после строительства церкви Аалто было предложено разработать полноценный план центра, включая проекты основных зданий.

Первым из них стал зал городского совета, и это здание, несомненно, доминирует над окружающим ландшафтом. Впечатляющего вида асимметричное строение возведено на холме, который травянистыми террасами спускается к главной площади с фонтаном. Напоминающий формой волну корпус, где находится зал для заседаний, возвышается над основным зданием и является одним из самых узнаваемых силуэтов зданий Аалто. Для облицовки основного крыла Аалто использовал керамическую плитку особой формы, имеющую глубокий синий цвет – именно она, наряду с формой, придает зданию его уникальный вид. Расположенный здесь свободной формы зал для заседаний совета используется не только для официальных нужд, но и при проведении концертов.

Фасадные материалы и скульптурный сводный потолок в колонном зале подчеркивают внутреннюю иерархию здания.

Приходской центр (1962-1966)

Постройки приходского центра обрамляют зеленый двор церкви и завершают ее ансамбль. Здесь расположены как общинные службы, так и дом священника.

В дизайне центра использованы те же принципы и материалы, что и в церкви, и здания сливаются в единый массив.

Библиотека (1960-1965)

Городская библиотека Сейняйоки – один из самых известных проектов Аалто. Применяя идеи, опробованные им еще в Выборгской библиотеке, Аалто спроектировал здание, состоящее из двух асимметричных частей, каждая из которых несет свою функцию.

Читальные залы расположены в крыле, имеющем форму веера. Характерная для Аалто игра естественного света создает комфортное освещение. В центре «веера» находится углубление для чтения – любимый прием Аалто в дизайне библиотек.

В фасаде библиотеки доминируют окна, покрытые жалюзийными решетками.

Площадь библиотеки составляет 1600 квадратных метров. Общественные и рабочие пространства находятся на первом этаже, а на нижнем этаже был склад и выставочный зал.

Алвар Аалто уделял большое внимание освещению библиотек. Свет не должен ослеплять и  вызывать мешающие тени, но при этом света должно быть достаточно во всех направлениях. В городской библиотеке Сейнайоки освещение зала книг решается с помощью ряда верхних окон. Естественный свет из окон отражается через изогнутую поверхность на верхний уровень библиотечного зала. Чрезмерный солнечный свет фильтруется при помощи горизонтальных жалюзийных решеток, прикрепленных к внешним сторонам окон. Кроме того, на кафедру регистрации распространяется естественный свет из верхних окон и дополнительное освещение из стандартных светильников Аалто. В зданиях, спроектированных Алваром Аалто, вся мебель является частью проекта. В читальном зале находятся столы треугольной формы, специально разработанные для библиотеки города Сейняйоки. В местах присоединения частей столов установлены настольные лампы, свет от которых фильтруется через латунные трубки. Книжные полки изготовлены из двух различных пород дерева - сосны и березы. В зале книг полки изготовлены из орегонской сосны, в других помещениях из березового шпона.

Городской театр (1968-1987)

Проект городского театра Сейняйоки был создан Аалто к 1968 году, однако здание не было возведено при жизни архитектора. Элисса Аалто, работавшая над завершением и воплощением проекта, смогла сохранить основной вид здания с учетом всех внутренних изменений, вызванных новыми требованиями.

Зал, вмещающий 429 человек, располагается в возвышающейся части здания, нависающей над остальным зданием, и покрыт керамической плиткой и медью. Кроме зала, внутри также расположены гардероб, фойе и кафе.

В интерьере использованы мотивы, схожие с университетом Отаниеми и дворцом «Финляндия». На стенах в холле театра можно увидеть деревянные скульптуры дизайна Аалто, похожие на «абстрактные скульптуры», созданные Аалто в 1920-30-е гг. в ходе экспериментов с деревом.

План центра завершается двухэтажным зданием офиса городского управления – скромным и функциональным зданием, где располагаются официальные службы, включая строгого вида зал суда, офисы полиции и налоговой службы, а также несколько квартир для сотрудников.

Дворец «Финляндия» (Хельсинки, 1962-1971)

К 1960-м гг. Аалто, имевший прочную репутацию признанного мастера международного уровня, иногда получал заказы на проектирование общественных зданий напрямую, без конкурса.  Одним из таких проектов стал и дворец «Финляндия» (фин. Finlandia-talo). Дворец для концертов и конгрессов, расположенный в центре Хельсинки, был заказан Аалто в 1962 году, и являлся первым (и единственным) воплощенным в жизнь элементом его грандиозного плана по переустройству центра столицы. Дворец, открытый в 1971 году, стал одним из наиболее ярких поздних проектов Аалто.

Дворец «Финляндия» расположен в самом центре Хельсинки, в парке возле залива Тёёлё. Здание дворца характерно асимметричное  в плане, с возвышающейся над основной массой здания громадой главного зала – его можно назвать квинтэссенцией стиля позднего Аалто. Снаружи стены здания облицованы белым каррарским мрамором – так Аалто хотел привнести элемент столь близкой ему средиземноморской культуры в облик здания. Выбор мрамора в качестве материала для наружной отделки оказался не самым удачным: особенности северного климата привели к тому, что уже в 1990-х гг. некоторые плиты на фасаде стали изгибаться. К 1998 году была проведена частичная замена, однако в 2006 году они снова начали деформироваться и требовать новых работ. Мрамор, использованный в отделке интерьеров, однако, имеет первозданный вид.

Во внешней отделке также можно обнаружить оптическую иллюзию. На одном из фасадов главного зала имеется вертикальная полоса, облицованная более темным камнем. При взгляде с определенного ракурса она совпадает с башней Национального музея, создавая иллюзию, будто башня вырастает из корпуса здания Аалто.

Внутреннее убранство отличается типичным для Аалто минимализмом и утонченностью. Здесь в полной мере проявилось мастерство Аалто как дизайнера и понимание важности каждого из аспектов дизайна, от света и акустики до общей организации пространства.

Интерьер дворца стал своего рода абстракцией финского ландшафта с его характерными изгибами и переходами. Верный своим принципам, Аалто использовал только натуральные материалы и натуральные формы, придав внутренним пространствам здания органичность и плавность. Сам Аалто даже считал, что для посещения этого дворца нет нужды надевать формальный костюм, поскольку внешний вид посетителей должен быть столь же естественен, как и убранство здания.

Большой концертный зал дворца с его необычным устройством,  и акустическими деревянными элементами на стенах является триумфом мысли Аалто и одним из самых удачных залов в его карьере. Рассчитанный на 1700 мест зал отделан финской березой и дубом; при проведении конгрессов каждый второй ряд сидений может быть заменен на столы для участников. Орган, установленный в зале, стал первым концертным органом в Финляндии; наружная часть органа также спроектирована Аалто.