Проект выборгской библиотеки

Конкурс на проект выборгской муниципальной библиотеки был объявлен 27 июня 1927 года. Заявки на рассмотрение должны были быть представлены до начала октября того же года. Как было отмечено в конкурсной программе, участок под застройку находился  на углу Aleksanterinkatu (в настоящее время Ленинградский проспект) и Torkkelinkatu (в настоящее время проспект Ленина). Конкурсу и строительству библиотеки сопутствовало бурное обсуждение. Предлагалось, например, построить не просто библиотеку, а городской общественный центр.

Все лучшие конкурсные заявки имели очевидное отношение к Стокгольмской городской библиотеке (1920 – 1928), построенной по проекту шведского архитектора Гунара Асплунда, который был хорошо известен в Финляндии. Аалто победил в конкурсе  с классическим проектом под девизом «WWW». Архитектор представил  компактное трехэтажное здание с тяжелой лестницей в галерее главного входа. Периметр здания был украшен классическим фризом  и сценами сельской жизни. Ступени лестницы вели в холл, из которого посетитель попадал в вестибюль и, в конечном счете, на абонемент, освещенный сверху огромной стеклянной крышей. Аалто играл на контрастах от темного к освещенному, от узкого к широкому от низкого к высокому пространствам, создавая иллюзию внутренних и внешних помещений.

Результаты конкурса были оглашены в феврале 1928 года, и Аалто доверили разработать чертежи библиотеки. В пояснительной записке к проекту кроме описания достоинств проекта, конкурсным  жюри была высказана и его критика: «несмотря на архитектурные преимущества, структура внешней лестницы создает сложности освещению, и должна быть перепроектирована. Необходимо также внести изменения в расположение книжных полок в детской библиотеке, а также в соединение между абонементом и помещениями для персонала, которое можно исправить с минимальными изменениями. Вход в котельную через квартиру привратника очень неудобен. Из-за климатических условий, стеклянная крыша над абонементом должна быть заменена на окна и сама крыша исправлена».

В августе того же года Аалто завершил работу над проектом с учетом всех пожеланий  конкурсного жюри. Боковая стена главной лестницы и вход в библиотеку теперь полностью были стеклянными. На месте стеклянной крыши большого зала абонемента появилась плоская кровля, разграниченная также как и внешняя терраса. Естественный свет теперь поступал в основные залы через ленточное окно, которое находилось сразу под потолком. Бордюр и роспись исчезли. Увидев новый проект, строительный комитет остался недоволен основной лестницей, выступающей из основного объема здания.

Третья версия проекта датирована 21.01.1929 года. Теперь библиотека имеет L – образную форму и главная лестница находится внутри основного здания.

Вот как описывает Гёран Шильд в своей книге «Алвар Аалто. Его жизнь» работу Алвара Аалто по продвижению своего проекта выборгской библиотеки: «Выборгская библиотека ожидала постройки длительное время и претерпела такие решительные изменения по сравнению с первоначальным проектом, что мы можем говорить о четырех различных проектах. Оригинальный конкурсный проект в стиле неоклассицизма был трансформирован в 1928 году с использованием многих черт, заимствованных у Ле Корбузъе, включая фасад свободной формы, сад на террасе верхней крыши и бетонную плиту в виде спирали над входом с одного конца. Жители города были встревожены таким большим количеством  новомодных деталей и в местной прессе развернулись оживленные дебаты по этому поводу.

Наиболее влиятельной фигурой в Выборге того времени был консул Йорген Вульф, который возглавлял делегацию смены поколений (столетий), которая должна была представить царю обращение уважаемых горожан на предмет нарушения в Финляндии гражданских прав. Вульфу было почти 80 лет в 1928 году, но его оппозиция по отношению к библиотеке Аалто имела значительный вес в городской администрации и деловых кругах.

Аалто оделся в свой лучший костюм и в таком виде предстал перед пожилым человеком и на своем безупречном шведском языке  рассказал о замысле  своего спорного плана. Вульф слушал его на протяжении долгого времени, не перебивая и наконец, вымолвил: «Боже мой, да ВЫ джентльмен! Это все меняет».

Аалто утверждал, что этот формальный социальный вызов в значительной степени поменял отношение к библиотеке, но до ее строительства было еще далеко. В 1929 году разгорелся спор по поводу места постройки, которое планировалось по улице Алексантаринкату, но все большее количество горожан хотели перенести ее на место рядом с церковью в Торкельском парке».

В сентябре 1933 года было окончательно решено, что библиотека должна быть построена с другой стороны парка, вдоль (Vaasankatu) ныне проспект Суворова. Новое расположение потребовало внесение изменений в уже существующий проект и поэтому  в октябре 1933 года Аалто попросили сделать новые чертежи. Новый проект был выполнен в декабре, и 28 декабря 1933 года было получено разрешение на строительство. Работы по возведению здания  начались в середине апреля 1934 года, и 13 октября 1935 года состоялось открытие библиотеки.

Надо отметить, что ко времени проведения конкурса Аалто еще не создал ни одного функционалистического произведения. Несколько построек, которые к этому времени были по его проектам возведены в Ювяскюля и Турку, были скорее близки к стилю классицизма. Победа в конкурсе стала, безусловно, большим карьерным прорывом для Аалто. Однако к моменту возвращения к проекту библиотеки он уже был известным архитектором, построившим такое программное для финского функционализма здание, как санаторий в Паймио. В этом смысле библиотека только выиграла оттого, что её строительство так долго откладывалось, а городу повезло заполучить популярного архитектора.

Однако решительные изменения, внесенные Аалто в свой конкурсный проект, встретили неоднозначную реакцию горожан.  В архивных материалах того времени, например в переписке между Меурманом и Аалто, можно почерпнуть сведения о резкой критике нового здания, которое многие соперники молодого архитектора посчитали слишком смелым и модернистским для окружающего его парка.

Стилистическое решение здания библиотеки в Выборге было необыкновенно смелым для своего времени. Эта многоуровневая планировка, таящая в себе множество хитроумных секретов, - настоящий вызов. Аалто был пионером в этом отношении, и его неожиданные пространственно-функциональные решения совсем не походили на привычное поэтажное деление. Одна из сильных сторон  Аалто как архитектора заключалась в необыкновенном таланте находить различным техникам строительства совершенно неожиданное применение и выявлять их новые технологические возможности. Новое применение и модификация – вот ключевые слова, которыми можно охарактеризовать инженерно-конструктивную часть его проектов – как 1930-х гг., так и более позднего времени.

На фоне господства в финской архитектуре классического стиля Аалто ввел новый – соединивший строгость линий с авангардными элементами, новые и традиционные материалы, на основе гармонии создаваемого искусственного пространства с окружающим ландшафтом.

В изучении биографии Аалто и его архитектурных проектов, важно понимать, что за всю карьеру он прошел несколько важных этапов и его стиль эволюционировал вместе с ним. Северный классицизм как реакция на предшествовавший ему северный романтизм вырос затем в северно-европейский модернизм, по которому сегодня все знают Алвара Аалто. Перевалочным пунктом между двумя стилями стал функционализм, который ярче всего проявился в проекте библиотеки в Выборге, санатории в Паймио. Эти постройки явно были вдохновлены функционалистскими работами Ле Корбюзье и Вальтера Гропиуса.