«Реалист с душой романтика»

К 115-летию со дня рождения советского кинорежиссера Сергея Аполлинариевича Герасимова (1906-1985).

Имя Сергея Аполлинариевича неразрывно связано с историей советского кинематографа. Герасимов дебютировал в кино в 1924 году как актер в фильме «Мишки против Юденича». Не оставляя актерской работы, параллельно занимался режиссурой, работал как сценарист. С 1930 перешел преимущественно к режиссуре.

Значительное место в жизни Герасимова занимала педагогическая деятельность, его учениками были Ф.Бондарчук, И.Макарова, З.Кириенко и многие другие. Ученики вспоминают его как всегда подтянутого, элегантного, излучающего энергию человека, его уроки всегда были увлекательными, давали много пищи к размышлению, проходили в один миг. Ученики недоумевали: как ему удается все успевать? Киностудия, Комитет защиты мира, журналы, выступления, работа над сценарием или съемки – Герасимов поспевал везде. Л. Кулиджанов пишет «На меня он производил впечатление человека, только что вернувшегося с курорта. Он входил в нашу маленькую мастерскую в старом ВГИКе, и начинались счастливые часы…»

Приглашаем читателей ознакомиться с книгами о великом мастере кино.

Сиркес, Павел Семенович. Режиссеры-собеседники / П. С. Сиркес. - [Б. м. : б. и.], 1989.

Сборник интервью с пятью именитыми режиссерами СССР. Павлу Сиркесу выпала доля провести одно из последних интервью в жизни Сергея Герасимова. Вскоре после этого режиссер скончался от сердечного приступа, всего несколько лет не дожив до своего восьмидесятилетия.

Герасимов, Сергей. Собрание сочинений: В 3-х т. / С. Герасимов. - М. : Искусство, 1982 .

Трехтомник сочинений Герасимова содержит киносценарии наиболее известных фильмов, педагогические сочинения, страницы автобиографии, статьи и воспоминания великого человека, а также фотографии со съемок и кадры из фильмов.

Герасимов, Сергей Апполинарьевич. Воспитание кинорежиссера: монография / С. А. Герасимов. - М. : Искусство, 1978. - 431 с.

Квинтэссенция педагогической мудрости, изложенная в форме бесед с учениками. Прославленный мастер мягко наставляет новое поколение режиссеров и сценаристов о том, каким должно быть создаваемое ими кино, чтобы заслуженно носить звание «искусство».