Перейти к основному содержанию

Гуманизм в архитектуре и гуманизм в киноискусстве на примере произведений Алвара Аалто и Андрея Тарковского.

 

Архитектура Выборга многогранна, конечно, город это не только архитектурная среда, а и природный ландшафт и непростая многовековая  история.  В этой истории нашлось место и для творчества архитектора с мировым именем Алвара Аалто. Удивительно, что столь знаковый объект, построенный в стиле функционализма м модернизма так органично вписался и в природно-парковый ландшафт и в архитектурную среду. Пожалуй, в этом и проявился архитектурный гуманизм Алвара Аалто.

Функционализм и модернизм, стили, в которых работал Аалто были дополнены, нотами северного колорита, традиционной финно-угорской созерцательности и любви к своей земле и природе. Отсюда та органика, которая присутствует и в архитектуре Аалто, а так же и в интерьерах и в предметах мебели, декора, то что принято сейчас называть дизайном.  Гуманизм, идеи которого Аалто развивал в своей творческой практике можно прочесть и в постройке здания библиотеки и ее внутреннего убранства.

Тем не менее в новое время тематика гуманизма проявилась в Выборге и в другом культурном явлении. Неслучайно, что  Выборг стал родиной одного из знаковых фестивалей в современной  России «Окно в Европу» и это определило еще одну острую грань культурного развития города.

Конечно, фестиваль,  это еще один шаг к привлечению внимания к архитектурному наследию Выборга в целом, к непростой судьбе архитектурного наследия города.

Библиотека Аалто, являя собой просветительский цент города и Выборгский фестиваль кино, знаковое ежегодное событие в российской культуре, навеяло некие параллели, казалось бы разных областях искусства, но связанные идей просвещения и гуманизма.

Здание библиотеки, как мне кажется, особенно внутри, в решении интерьеров имеет нотки футуризма и это побудило к  сопоставлению архитектурного объекта с известным кинопроизведением.

Один из ярких примеров темы гуманизма в  отечественном кино это фильм «Солярис» Андрея Тарковского. Помимо того что режиссер переосмыслил сам роман польского писателя Станислова Лема , Тарковский внес глубокую гуманистический идею в тематику отношения человека с космосом, человека с непознанным, а по сути отношения человека к своему внутреннему миру.

В фильме «Солярис» в функциональных и модернистских  интерьерах космической станции нашлось место классическому интерьеру с репродукциями картин Питера Брейгеля, необычный ход режессера. Как тут не вспомнить про то мотивы органики, которые оживляют в архитектуре Аалто: гнутые линии поручней, гнутый потолок зала, теплота отделки элементов выполненных из дерева, но при этом чистые формы архитектуры решенной в светлом тоне. Тема круга в окнах потолочного освещения библиотеки, кроме функции являет собой  символа жизни, вечного, солнца.

Тарковский  большое значение уделял деталям, непосредственно «кадру» интерьера и экстерьера  и месту человека в этом «кадре», это сродни тому, как Аалто искал место человека в архитектуре и архитектуре искал место в мире взаимоотношения человека и окружающей среды.

Ключевым  в сопоставление  идей гуманизма Алвара Аалто и идей фильма Тарковского в том, что человек, прежде всего, должен быть человечным.

 

Горчанинов Сергей Олегович  доцент кафедры «Интерьер и оборудование» факультета «Дизайн» Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной Академии им. А.Л. Штиглица.