Перейти к основному содержанию

Хуго Симберг родился в семье полковника Никласа Симберга 22 июня 1873 года в Фридрихсгаме (ныне Хамина). Отец художника, выйдя в отставку переехал в Выборг в 1881 году и здесь занял пост директора губернского почтового ведомства. С восьми лет Симберг стал выборжанином, здесь он жил на углу улицы Северный вал и Рыночной площади.

Уже ребенком Хуго привязался к Ниеменлаутте (это местечко в 23 км к западу от Выборга) – родовое гнездо Андерсинов-Симбергов. Школьное и начальное художественное образование Симберг получил в Выборге. В 18 лет поступил в Художественную школу при Атенеуме в Хельсинки.

С 1899 года он преподает в Выборге, в новом здании Художественной школы на ул. Поссе (ныне ул. Титова), где его избирают директором.

Симберг создавал глубокие по содержанию картины, посвященные тайнам природы и главным проблемам человеческой жизни. Тайные явления он изображал человечными и смягченными, это касается даже часто повторяемых образов черта и смерти. Изображенные им народные типажи, мужчины и женщины из Нисалахти (ныне Чулково) не были приукрашены.

Вдохновляла его на работу прекрасная природа Ниеменлаутте, которая, безусловно, имела отражение и в образах обитателей этих мест. Часто ему позировали жители ближайших деревень, Андерсины или члены его собственной семьи. Например, картина «К вечеру» изображает старого одетого в темное господина ведущего по побережью за руку 2-3 летнего мальчика. Старик – это 90-летний отец художника, а ребенок – сын Хуго Том.

Цель искусства по Симбергу – изображать все то, «что заставляет человека плакать глубоко в сердце своем».

Его знаменитая картина «Раненый ангел», выполненная в Выборге в 1903 году, с изображением двух мальчиков несущих ангела на носилках, - воплощение северного символизма в изобразительном искусстве. Она сыграла существенную роль в признании Симберга как заметного явления финской живописи. Согласно проведенному в Финляндии в 2006 году опросу, «Раненый ангел» был признан самым популярным произведением в коллекции Атенеума, любимой «Национальной картиной» Финляндии и художественным символом страны.

Симберг – автор нескольких живописных и графических работ на темы, связанные с Выборгом, среди них «Выборг», «Новый Кафедральный собор», «Остров Койвусаари (Березовый остров) место погрузки под Выборгом», «Зимний день в Выборге», «Выборгский северный порт».

Основная черта многих произведений Хуго Симберга – многоплановость и символичность его образов. Мистический символизм у автора выражается в одушевлении природы, ее изображениях и гротескных формах, визуализации идеей зла и человеческой трагедии. Сам художник не любил разъяснять символику своих произведений. И они по-прежнему остаются открытыми для интерпретаций. Композиции наполнены изображениями ангелов и дьяволов. Два излюбленных персонажа – чёрт и смерть. Люди в работах Симберга часто представлены изображениями детей. По его мнению, именно дети, еще не утратившие контакта с природой, могут наиболее непосредственным образом выразить самые сложные идеи.

Одной из основных значимых работ Симберга являются фрески, выполненные им в Кафедральном соборе святого Иоанна в Тампере. Кроме фресок, в которых повторились сюжеты «Раненого ангела» и «Сада смерти», художник выполнил дизайн шести из семи витражей собора.

Симберг был не только художником, но и фотографом. Он начал заниматься фотографией малого формата с 1895 года. Быстро осознав, что фотографии помогают лучше выявить освещение, подчеркнуть игру света и тени, художник продолжает фотографировать, делая это уже не только ради подготовки собственных живописных этюдов. Большинство его фотографий, наряду с другими живописными и графическими произведениями автора, рассматриваются как отдельные самодостаточные работы, дополняющие его творчество и художественное наследие.

Достойна упоминания и такая особенность художника – он расписывал обои в различных помещениях в Ниеменлаутте. О своем ателье он пишет: «Свет здесь прекрасный, и все идиллическое – не хватает единственного – это Анни…». Анни – это Анни Бремер, дискуссии об искусстве с которой перешли в глубокое чувство. Они поженились в январе 1910 г., в декабре 1911 г. родился сын Том, а через три года дочь Ура Беата. В Ниеменлаутте, среди прибрежных камней, появились «Человек-рыба» и многие другие сюжеты на морскую тему. Здесь же он пишет «Финляндскую элегию», «Смерть в моем саду», «Два храма», «Пляска смерти» и многие другие работы.

Казалось, все еще впереди, но Смерть, которую он так часто изображал на своих картинах, размышляя о тайнах Вечности, внезапно постучалась и к нему. Симберг умер от воспаления головного мозга 11 июля 1917 г. возрасте 44 лет. На надгробной камне его могилы в Хельсинки установлена версия его бронзовой скульптуры «Смерть стучится…»

 

Список литературы

Асалханова, М. В., Клубникина С.А. Изобразительное искусство и скульптура Выборга конца ХIХ - начала ХХ вв. Выборг в биографиях и творчестве художников (Хуго Симберг, Йоханнес Таканен, Сам Ванни) / М. В. Асалханова, С. А. Клубникина. - // Ленинградская земля : Краеведческий альманах / Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, НИИ географии, экологии, природопользования ЛГУ имени А. С. Пушкина. - СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2020. - Т. 3: Выборгский край. - С. 408-421

Абакшина, Э. Н., Мошник Ю.И. Великий сын Выборга - художник Хуго Герхард Симберг (1873 - 1917) = К 130-летию со дня рождения / Э. Н. Абакшина, Ю. И. Мошник. - // Страницы Выборгской истории : сб. статей / сост. С. А. Абдулина. - СПб. : Европейский Дом, 2004. - Кн.2. - С. 287-294