Сегодня (30.03.2017) мы закрываем выставку графических работ студентов кафедры «Интерьер и оборудование» Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени Александра Людвиговича Штиглица.
Каждый автор получил возможность выразить свое непредвзятое отношение к прекрасному произведению финского архитектора и дизайнера Алвара Аалто.
Достойное продолжение философских и эстетических исканий ХХ века мы можем видеть сегодня в работах молодых дизайнеров и архитекторов СПГХПА имени А. Л. Штиглица.
Студенты внимательно, с ответственностью и любовью отнеслись к зданию городской библиотеки города Выборга, а также к окружающей архитектурно исторической среде древнего города. Пленэрные впечатления молодых архитекторов и дизайнеров отразились в серьезной работе над графическими листами представленными Выборгской публике.
Библиотека А. Аалто, в которой мы имеем честь провести выставку, оставила заметный след в истории мировой архитектуры.
Волею судеб европейской истории 20-го столетия, нам досталось это замечательное наследство крупнейшего деятеля архитектуры Финляндии, «отца модернизма» в Северной Европе, одного из основоположников современной школы дизайна.
Специалисты архитектурного проектирования и не только, отмечают в финской архитектуре разных периодов тенденцию к сближении технических и органических форм. Подобное сближение рассматривалась А. Аалто, как одно из определяющих условий процесса гуманизации архитектуры. Эта философская направленность финской архитектурной традиции в отвержении их противопоставления и противоборства, утверждается архитектором в неразрывном единстве и союзе.
Его творческая карьера пришлась на период интенсивного экономического роста и бурной индустриализации Финляндии, была тесно связана с деятельностью ведущих промышленников страны, среди которых особенно выделяется семья Альстрём-Гуллихсен (швед. Ahlström-Gullichsen), члены которой обеспечивали Аалто заказами и предоставляли необходимую свободу.
За свою долгую карьеру Аалто внёс значительный вклад в становление таких архитектурных стилей, как северный неоклассицизм XX века (1920-е) и модернизм.
Модернизм А.Аалто прошел сложный путь от интернационального стиля 1930-х до изощрённого функционализма с органическими элементами более позднего времени.
Характеризуя свои творческие и исследовательские труды архитектор отмечал – « Наиболее сложная проблема заключается вовсе не в том, чтобы найти формы, соответствующие современной жизни, а в том, чтобы создать формы, основанные на подлинных человеческих ценностях.»
Многие теоретики архитектуры склонны считать, что работы Аалто, особенно постройки, свободны от любой теории, может быть, даже случайны.
Общеизвестно, что Аалто не отличался стремлением к излишнему теоретизи-рованию, к созданию совершенной теории, но это не значит, что у него не было программы, что его произведения рождались спонтанно, самопроизвольно.
По высказываниям А. Аалто, не было времени для создания теорий, которые бы помогли в таком индивидуальном вопросе, как отыскание форм. По мнению архитектора, только жизнь, ее изучение и наблюдение способны указать пути и правильную линию развития формы, равно как и функции.
Секрет творческой и новаторской силы Аалто заключался в том, что его интересовала архитектура в целом - от городской планировки до конструкции заполнений дверных проемов, не теряя из виду человеческую личность.
Важнейшим достижением А. Аалто является философский метод архитектурного освоения мира, базирующийся на учете социальных условий, комплексный взгляд на архитектуру с самых широких позиций как сферу деятельности, охватывающую совокупность многих стоящих перед современным человеком урбанистических и социо - функциональных задач.
Аалто, как и многим представителям архитектурной профессии, свойственно расширенное понимание архитектуры и ее роли в обществе.
Сегодня известную долю в разработках среды обитания человека берут на себя представители не только архитектурного сообщества, но и представители крупнейшей ветви проектировщиков, каковыми являются дизайнеры.
Известно, что помимо определяющего влияния на архитектуру XX века, А. Аалто повлиял на развитие мебельного дизайна и оставил заметный след в дизайне предметов повседневного обихода из стекла и ткани.
Именно такие архитекторы, как А.Аалто в начале XX века дали мощный импульс к развитию промышленного искусства, которое обрело со временем свою философскую теорию, выражающую место дизайна в жизни и развитии современного урбанизированного человеческого общества.
Одной из первых в творчестве Аалто значимых попыток объединить разрозненные научные и художественные начала, достичь единства бытия, творчества и просвещения, является строительство городской библиотеки города Выборга.
Автор здания, придавая огромное значение социальной и общекультурной миссии архитектурного искусства, в то же время выражал чуткое отношение к эмоциональной стороне жизни человека.
Характерной чертой авторского стиля Аалто было отношение к своей библиотеке как к «абсолютному произведению искусства» (нем. Gesamtkunstwerk), что на практике означало не только проектирование самого здания, но и продумывание всех мелочей и деталей — материала и цвета поверхностей, изменения освещения в течение дня, дизайна осветительных приборов, фурнитуры, остекления, мебельной обстановки.
Оценивая сложность проектных задач, Аалто отмечал - «Хотя мы знаем, что едва ли в состоянии помочь несчастному человеку, все же общая задача архитекторов состоит в том, чтобы очеловечить нашу машинную эпоху.»
Неоспоримым является факт, что в мебельном дизайне работы Аалто считаются чистыми образцами философии скандинавского дизайна с его простотой, минимализмом и функциональностью.
Эти же черты, в полном объеме прослеживаются в организации функционального пространства городской библиотеки Выборга.
В этом прекрасно построенном здании, Аалто смог достичь значительных результатов в своей деятельности благодаря непрерывным философским поискам ответа на многие актуальные проблемы современности. Его творческие искания не связаны с признанием абсолютности поставленных проблем, а скорее являются следствием определенного, очень четкого мировоззрения, основанного на пристальном внимании к человеческим потребностям - как общественным, так и личным.
Понимание человеческой деятельности как составной части жизни природы — одна из основных позиций Аалто, которая легко обнаруживается при анализе его сооружений независимо от их размера, назначения и места расположения.
Многообразие мира природы бережно отображается у Аалто в различных формах. Архитектор, стремится обеспечить все помещения библиотеки естественным светом, придавая огромное значение не только психофизиологическим качествам света, но и мастерски используя его как активное средство эстетической выразительности.
Вместе с тем, Аалто всегда неукоснительно соблюдает технологические и функциональные требования к каждому отдельному залу библиотеки.
Большое внимание Аалто уделял обработке поверхности земли на территории, примыкающей к объекту проектирования, комплексно решая ее значительную архитектурную тему.
Известно, что террасные сады - излюбленные элементы ландшафтных композиций Аалто - нашли виртуозное воплощение при строительстве таких объектов, как общественные центры в Сяюпатсало и Сейняпоки.
Вместе с тем, не менее интересны ландшафты вокруг городской библиотеки в Выборге, которые по настоящему взволновали юных архитекторов уже ХХI века и получили отражение в графических листах представленных сегодня на выставке.
В процессе осмысления процесса проектирования Аалто выработал ряд композиционных приемов, способствующих связи построек с природным окружением. Благодаря этому наиболее характерные и живописные фрагменты Выборгского ландшафта стали неотъемлемой частью его библиотеки.
Сближению здания с природной средой способствует и палитра используемых Аалто материалов - будь то дерево, кирпич, гранит или медь.
Принципиально важным для понимания философии Аалто является его отношение к технике и технологиям. Уже в начале своего творчества Аалто был твердо убежден в необходимости эффективного использования в архитектуре достижений технического прогресса.
Жизненная необходимость служения техники человеку определяла архитектурную программу Аалто тех лет.
Позднее, знакомство с опытом таких высокоразвитых капиталистических стран, как США и Швеция, повлияло на эволюцию взглядов Аалто, укрепило его убеждение в необходимости гуманизации техники. Это заставило финского архитектора искать более четкие формулировки для тех философских принципов, которых он интуитивно придерживался прежде.
Аалто всю жизнь был противником бездушной машинизации, выступая против такого «рационализма», который породил гипертрофированную урбанизацию, подавляющую человеческую личность. По мнению Аалто, многие проектировщики рассматривают архитектурные проблемы слишком поверхностно, отстаивая формальные позиции «современности» во что бы то ни стало, и поэтому упускают из виду главное - человека. Философский и системный взгляд Аалто помогал ему обнаружить многие противоречия неконтролируемого развития техники, при котором разрушаются основы естественных связей человека и природы.
Большой интерес представляет использование природных материалов, прежде всего дерева, в интерьерах библиотеки. Для Аалто дерево было материалом скорее биологическим, чем традиционным, к его обработке он подходил иначе, чем, например, во времена средневековья, когда дерево обрабатывали так, будто имели дело с нейтральной массой.
Для А. Аалто дерево не нейтральная масса, а живой материал, возникший из растущих волокон, подобно мускулатуре человека.
Поэтому, применяя дерево в интерьерах, он всегда стремился учитывать свойства материала и структуру его волокон. Аалто широко использовал дерево, но не из сентиментальных побуждений. По его мнению, дерево как наиболее древний материал по-прежнему может служить человеку в соответствии с его традициями, с теми физическими, биологическими и психологическими качествами, которыми человек обладает.
Вместе с тем в интерьерах библиотеки просматривается системное взаимодействие разнообразных по фактуре и свойствам материалов и не через поверхностный формальный подбор, а посредством анализа избранного материала с историко-культурных и технико - адаптивных позиций.
Признавая значение общего процесса рационализации архитектуры, Аалто всегда был убежден в том, что подлинных вершин в искусстве невозможно достичь, идя только логическим путем.
Постоянно подчеркивая важность логического подхода, он указывал на необходимость равновесия между научными методами, с одной стороны и интуицией - с другой, для того чтобы ограниченный рационализм не стал определяющим фактором.
Слабость подобного процесса рационализации, охватившего в первую очередь те области архитектурного творчества, которые лучше других поддаются количественному анализу, по мнению Аалто, заключается в том, что рационализация не была проведена достаточно глубоко, обойдя более сложные качественные стороны архитектуры, связанные с удовлетворением психобиологических и эстетических потребностей человека.
Изучая здание библиотеки мы можем видеть, что проблема гармонизации среды занимает одно из центральных мест в творчестве Аалто. Она включает вопросы единства искусственных и естественных компонентов, связи научного познания и искусства, техники и культуры.
Подводя итоги, можно с удовлетворением отметить, что сегодня в Выборге повсеместно ведется изучение прошлого нашей архитектуры, и результатам этой работы даются публикации, как для специалистов, так и для широкого круга горожан.
Разнообразная и широкая просветительская деятельность, направленная на повышение общей культуры, что является прямая задачей архитекторов и библиотечных работников, привлекает внимание горожан к архитектурным шедеврам прошлого, раскрывает людям идеалы и эстетические ценности и, безусловно, создает благоприятные условия для созидания современного общества.
Многолетний и плодотворный опыт творческого содружества коллектива Выборгской городской библиотеки А.Аалто с преподавателями и студентами кафедры «Интерьер и оборудование» Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени Александра Людвиговича Штиглица позволяет придать научным и философским исканиям великого зодчего современное звучание, в том числе и как важный социо-культурный процесс для Северо-западного региона России.
Отдельную благодарность хотелось бы выразить Асмоловской Ольге Всеволодовне за многие и многолетние труды в организации сложного процесса студенческих выставок в стенах библиотеки Аалто.
Тимонин Вадим Петрович, архитектор, профессор кафедры «Интерьер и оборудование» Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица, 2017 г.