Последние 30 лет жизни великий русский живописец Илья Ефимович Репин провел в Финляндии в деревушке Куоккала (ныне Репино), и многое в его долгой творческой жизни связано с историей финско-русских культурных отношений.
Автопортрет (портрет), Репин Илья Ефимович 1887, масло холст.
В 1924-1925 годах Куоккала вошла в состав волости Терийоки Великого Финляндского княжества. Существует версия, что название « Куоккала» происходит от финского слова koukku — рыболовный крючок. По другой версии топоним Куоккала происходит от финского kuokka – "мотыга".
В 1889 г. была построена платформа Куоккала, преобразованная в 1897 г. в станцию, которую построил известный в Куоккале архитектор Борис Николаевич Ридингер, имевший здесь значительную земельную собственность и виллу.
В 1892г. на станции начал работать телеграф и почта. Ездить в Куоккалу, как и в другие финские поселения Карельского перешейка, стало очень удобно, и многие петербуржцы это оценили.
Развлечения в Куоккале были самые скромные, но зато способствующие восстановлению здоровья: прогулки пешком и на лошадях по окрестностям, катание на лодке, принятие морских ванн и рыбная ловля.
Пятнадцатого мая 1899 года в поселке Куоккала была оформлена купчая на участок в 8687 квадратных метров, уплатив владелице Елене Репо десять тысяч рублей, дочь адмирала Наталья Борисовна Нордман становилась собственницей одноэтажного домика и участка необработанной земли. Отныне это ее дом, поэтому и называет она его любовно и благородно « Пенаты». Вскоре стало известно, что здесь вместе с Натальей Борисовной Нордман поселился знаменитый русский художник Илья Ефимович Репин.
Илья Ефимович познакомился с Натальей Нордман в Петербурге в салоне М.К.Тенишевой. Репин и его новая спутница считали, что свобода отношений соответствует толстовским нравственным принципам. Она была моложе его на 19 лет. Непривлекательная, небогатая, но умная и активная, она обладала редким свойством внезапно превратиться в очаровательную женщину. Это восхищение знаменитого художника неординарной личностью собственной жены осталось во многих портретах Натальи Борисовны.
Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман, 1903 г.
Летом 1899 года Репин и Нордман принялись за благоустройство территории. Нужно привести в порядок участок, осушить его. Стали копать пруды. Репин сам берется за лопату. На голове у него картуз, штаны подпоясаны широким кушаком.
Осенью в усадьбе уже было наполненное водой порядочное «озерцо». Дом начали перестраивать. На крыше дома со стороны парка, Репин пристроил обширную площадку-балкон, ставший его летней «мастерской». Здесь он мог сколько угодно работать, пользуясь светлым временем северных летних дней. Куоккала все более нравилась художнику. Он чувствовал себя здесь свободно и легко. Прожив в Куоккале все лето 1903 года, художник осенью не вернулся в Петербург. Он всегда любил осень, а здесь, в тишине темных елей, она неизъяснимо привлекательна.
К 1904 году участок заметно преобразился и увеличился, а дом превратился в маленькую нарядную дачу. Изменился вход в усадьбу. Появились новые необычные ворота. Раскрашенные резные ворота с калиткой и названием усадьбы были выполнены по рисунку самого Репина.
В 1906 г. появился второй этаж с затейливыми скатами кровли, резными украшениями и стеклянной крышей над двумя мастерскими, пристроен кабинет, а над ним — просторный открытый балкон, примыкающий к мастерской. В архитектуре жилища соединились мотивы древнерусского искусства и северного деревянного модерна. Необычность конструкции заключалась еще и в том, что дом почти на две трети был построен из стекла.
Тогда же преобразовался и парк с аллеями, беседками, прудами. Каждая дорожка, горка или беседка получила свое название. Прямо от ворот вела «Березовая аллея» вглубь усадьбы. От дома, огибая справа небольшой пруд, шла «Аллея Пушкина». Она пересекала лужайку, названную «Площадью Гомера» со стоящей здесь деревянной беседкой, именовавшейся «Храмом Озириса и Изиды». В конце «Аллеи Пушкина» была выстроена двенадцатиметровая «Башенка Шахерезады». Разноцветная беседка с ажурными решетками названа в честь Наталии Нордман, которую Репин в романтическую пору их отношений прозвал Шахерезадой.
В Куоккале Репин увидел сюжет большой картины, которую обозначил возгласом «Какой простор!» (1903). Впрочем, в Пенатах знаменитый художник не только работал. Там же он регулярно устраивал праздники. Особо известны были репинские среды. Для своих гостей Репин устраивал вегетарианские обеды, фирменными блюдами на которых были жаркое из травы и котлеты из клюквы. Неоднократно на них бывали Максим Горький, Сергей Шаляпин и живший по соседству Корней Чуковский.
Описывая в мемуарах свою жизнь в 1916 году, Владимир Маяковский писал, что денег у него не было совсем, а выжил он исключительно благодаря репинским средам.
К финляндскому периоду относится чудесный пейзаж 1910 года, который был написан на острове Нитисаари под Выборгом.
В «Пенатах» Репин почти постоянно работал над каким-нибудь эскизом к большой картине: «Черноморская вольница» (1908-1919), «Самосожжение Гоголя» (1909), «Пушкин на набережной Невы». Илья Ефимович охотно писал и рисовал портреты артистов, художников, музыкантов, писателей. Судьба творца, сама психология творчества всегда занимала его.
Примерно в это же время И.Е. Репин работает сразу же над несколькими картинами из жизни Христа – «Голгофа» (1921-1922) и «Утро воскресения» (другое название «Христос и Мария Магдалина, 1921»), Отрок Христос во храме».
Работая над большими серьезными вещами, Репин никогда не мог отказать себе в удовольствии писать окружавших его людей. Одна из его последних моделей Мери Хлопушина. В «Пенатах» осуществлен замысел третьей картины, посвященной запорожцам и стоявшей на его мольберте до конца его земных дней. Это «Гопак». Картина эта – последняя благодарность художника Богу и судьбе, которые позволили ему всю жизнь посвятить любимому делу – живописи.
Его похоронили в солнечный день 5 октября 1930 года, как он и хотел, в саду «Пенатов», на холме, который он называл «Чугуевской горкой». После отпевания в православной церкви в Куоккале в «Пенатах» собрались родные и многочисленные друзья со всего перешейка и из более дальних районов Финляндии, всего более трех тысяч человек.
Литература:
1. Балашов, Евгений Александрович. Метаморфозы топонимики Карельского перешейка: Краткое исслед. по этимологии географ. названий / Е.А. Балашов. - СПб. : ИПК "Нива", 2003. - 124 с.
2. Кириллина, Елена Владимировна. Репин в "Пенатах" / Е. В. Кириллина. - 1977.
3. Кривцов, Никита Владимирович. Русская Финляндия / Н. В. Кривцов. - М. : Вече, 2009. - 288 с.
4. Кудрявцева, Татьяна Александровна. Бабочка над заливом: кн. для семейного чтения о природе, истории и культуре Ленинградской области / Т. А. Кудрявцева. - СПб.: Первый класс.: Специальная Литература, 2008. - с. 88-90.
5. Пророкова, Софья Александровна. Репин/ С. А. Пророкова. - 1958.
6. Репин, Илья. Далекое близкое : воспоминания / И. Репин. - М. : Захаров, 2002. - 397 с.
7. Илья Репин: Жизнь и творчество / Н. Д. Моргунова-Рудницкая. - М. : Искусство, 1965. - 295 с.
8. Илья Ефимович Репин 1844-1930 : К 150-летию со дня рождения [Текст] : [каталог юбилейной выставки]. - М. : Гос.Третьяковская галерея.: Гос.Русский музей.: Красная площадь, 1994. - 311 с.
9. Илья Ефимович Репин: К 150-летию со дня рождения. Сборник статей. - СПб.: Государственный Русский музей, 1995. - 192 с.
10. Репин, Илья Ефимович. Избранные письма [Текст] / И. Е. Репин. - 1969 - [Т.] 1 : Письма. 1867-1892] / И. Е. Репин. -1969.
11. Илья Репин: Жизнь и творчество [Текст] / Н. Д. Моргунова-Рудницкая. - М. : Искусство, 1965. - 295 с.
12. Репин, Суриков, Васнецов: летописцы русской жизни: альбом. - М. : Олма Медиа Групп, 2013. - 304 с.
13. Чуковский, Корней Иванович. Илья Репин / К.И. Чуковский. - М. : Изобраз.искусство, 1995. - 120 с.
14. Чуковская, Лидия Корнеевна (русский поэт, прозаик, критик ; 1907-1996). Памяти детства/ Л. К. Чуковская. - М. : АСТ, 2014. - 320 с.
Материал подготовлен Барановой М.Н. и Лопаевой О.А.,
сотрудниками МАУК «Библиотека А. Аалто»