Перейти к основному содержанию

Скромно ушел в прошлое 110 - летний юбилей Осипа Эмильевича Мандельштама, отмеченный 15 января 2001 года , за ним - еще одна «круглая дата» – 90 лет назад, 14/27 мая (по Григорианскому календарю, по версии Аверинцева)1911года будущий поэт , а в то время 20 – летний юноша, был окрещен в методистской церкви Выборга. Событие это имело весьма важное значение в жизни Мандельштама, явившись началом нового этапа - поступления в Санкт – Петербургсий университет, а крещение, точнее перемена исповедания способствовало этому факту. Пастор Нильс Розен из Хельсинки совершил обряд крещения вместе с Г. Сундбломом, вторым свидетелем. Это был удивительный шаг, предпринятый русским евреем.

По-разному трактуют этот шаг родственники и исследователи творчества Мандельштама. Евгений, младший брат поэта, объясняет этот поступок следующим образом: «…Для завершения филологического образования Осип решил поступить на историко – филологический факультет Петербургского университета – в то время одного из лучших в России по составу профессоров. Но для поступления надо было преодолеть одно препятствие: аттестат зрелости у брата был неважный, и все ограничения для принятия евреев в высшие учебные заведения распространялись и на него. Это, фактически, лишало его возможности попасть в университет. Пришлось думать о крещении. Оно снимало все ограничения, так как в царской России евреи подвергались гонениям прежде всего, как иноверцы….процедура перемены веры происходила просто и сводилась к перемене документов и уплате небольшой суммы.

В Выборге был такой пастор Розен, принадлежавший к довольно немногочисленной епископско – методистской церкви…И вот с его помощью брат превратился в протестанта, конечно, не имея понятия о том, что епископско – методистская церковь отличается от других религиозных направлений». В архиве Евгения Мандельштама сохранился документ: «методистская епископская церковь в Финляндии. СВИДЕТЕЛЬСТВО. Сим свидетельствую, что Иосиф Эмильевич Мандельштам, родившийся в Варшаве 8/20 января 1891 г., после произведенных над ним поставленных согласно Св. Евангелию допросов, касающихся веры и обязанностей христианина, окрещен сего дня нижподписавшимся пастором Н. Розеном Епископско – методистской церкви, находящейся в г. Выборге, Финляндия». Это свидетельство о крещении было представлено вместе с документами в университет, куда был зачислен той же осенью.

Финский литературовед профессор Бен Хеллман имеет свою точку зрения : Мандельштам рос в религиозной семье, имел склонность к религии. Почему он выбрал методизм и маленькую выборгскую общину – остается только предполагать, но крещение не могло быть только формальным актом, принимая во внимание серьезное отношение Мандельштама к религии, ведь крещению предшествовал экзамен, касающийся христианской веры и обязанностей христианина. Принятие Мандельштамом христианства рассматривается как истинный акт веры, признание христианских ценностей Характерной чертой финской жизни, к которой явно тяготел Мандельштам в этот период, являлся протестантизм. Он пытается определить свое отношение к нему в прозаической работе «Египетская марка». Он изображает еврейскую женщину, ставшую лютеранкой, ее холодность,; употребляя эпитет «холодный», описывает финнов, едущих по «трудным дорогам Карельского перешейка» к какой – нибудь церквушке, в которой они поют псалмы и пьют черный кофе, разбавленный самогоном. Своеобразная характеристика протестантизма заключена в необычном споре между вороном и воробьем в выборгском парке Монрепо.

По представлению Мандельштама протестантизм имел оттенок холодности и суровости, но эти черты не несут по его мнению негативный характер, а на данном этапе жизни интересны и близки поэту. Возможно, интерес к протестантизму, предпочтение его перед другими направлениями стали одним из факторов принятия крещения. Что же касается выбора Выборга местом проведения крещения, то этому факту без труда можно найти довольно простое объяснение. Связи с Финляндией ( Выборг – как ее часть) были постоянны и близки. По его словам, Финляндия значила для него намного больше, чем просто соседняя страна, удобно расположенная рядом с Петербургом. И, конечно, «упрямый, хитрый городок», который он считал символом Финляндии, привлекал его сердце. Для него, петербуржца, Выборг имел особую атмосферу непохожести, иностранный европейский аромат, его пленял «выборгский угар» с экзотическими деталями, такими как пунш, шведский язык, военная музыка, кофейные мельницы, качалки и прочие атрибуты.

Еще зимой 1907-1908 года, находясь в Париже, он пишет матери: «Маленькая аномалия. Тоску по родине я чувствую не к России, а к Финляндии. Посылаю стихотворение о Финляндии…» (Речь идет о стихотворении «О, красавица Сайма» Существует предположение, что Мандельштам ездил на озеро Сайма и на Иматру летом 1907 года.) С 1909 года и в последующие 6 лет Мандельштам проводил значительную часть времени в санаториях, в том числе финских: «Я люблю буржуазный европейский комфорт,и я привязан к нему не только физически, но и эмоционально». Мандельштам провел в Финляндии большую часть 1911 и 1912 годов. Сначала он остановился в пансионате Линде, в 12 километрах от Мустамяки (ныне Горьковское),из которого он был вынужден уйти всвязи с обыском дома и арестом хозяина, Федора Линде. Несколько недель спустя Мандельштам объявился в только что открытом санатории Конккала (совр. Красный Холм). В этом «богом заброшенном уголке Финляндии » Мандельштам встретил знаменитого юриста А. Кони и литературного историка Владимира Бочановского.

Последний зафиксированный визит Мандельштама в Финляндию относится к февралю 1915 года. он прибыл 8 (30) февраля в санаторий Рабиновича в Мустамяки в поисках «мира и отдыха».Проведя там 9 дней. Он нашел, что искал, но в последующей своей жизни у него уже не было ни мира, ни отдыха. После 1915 года Мандельштам возвращался к Финляндии только в мыслях и воспоминаниях.

Я причалил и вышел на берег седой и кудрявый; И не знаю, как долго, не знаю, кому я молился… Неоглядная Сайма струилась потоками лавы. Белый пар над водою тихонько вставал и клубился.

Осип Мандельштам. «С берегов Иматры и Саймы»,1908 г.

                                                       Коробова Тамара Алексеевна, краевед