Хильда Флодин-Риссанен (1877—1958)
Хильда родилась в Хельсинки в семье с музыкальными и художественными интересами. Одна из ее сестер, Фанни, стала пианисткой. Композитор Карл Флодин приходился ей двоюродным братом. Она начала заниматься искусством в 1893 году, когда ей было 16 лет, в Рисовальной школе Финского художественного общества в Хельсинки, ныне Академия изящных искусств, где ее учителями были Альберт Гебхард, Элин Даниэльсон и Мария Вийк, а в скульптуре Йохан Фридл и Карл Энеас Шёстранд, но в более позднем возрасте она особенно вспоминала Элен Шерфбек.
После завершения учебы в Хельсинки в 1898 году Флодин училась в Италии, а с 1899 года — в Париже, где посещала Академию Коларосси. Познакомил Флодин с Роденом Жюльен Леклерк (1865—1901), муж ее сестры Фанни, пианистки, занимавшейся в Париже музыкой. Это произошло в 1900 -м году на выставке произведений Родена, организованной скульптором за свой счет (было представлено порядка 170 работ) в параллель с проходившей тогда Всемирной выставкой в Париже. Жюльен Леклерк был известен как поэт и художественный критик, в 1898-м году он работал секретарем у Родена. В 1903-м Хильда Флодин стала ученицей прославленного скульптора.
Сохранился собственноручно написанный Роденом документ (1903 года), выданный Флодин, где мэтр подтверждает, что Хильда проходит у него обучение — это было нужно для получения финансовой поддержки с финской стороны.
Окончив обучение у Родена, Флодин в 1906 году вернулась в Финляндию. Профессия скульптора в то время не была распространена в Финляндии среди женщин, и Хильда занялась гравюрой, рисунком и иллюстрацией, достигнув на этом поприще большого признания. Она дважды выходила в Финляндии замуж, с 1908 по 1915 годы состояла в браке с известным финским художником Юхо Риссаненом, оставившим нам ее карандашный портрет.
В начале своей карьеры Флодин была известна прежде всего своими скульптурами. К ним относятся мраморный бюст Роберта Каянуса и бронза «Думающий старик» в Атенеуме в Хельсинки, а также фольклорные резные фигурки, окружающие главный вход в здание страховой компании Gesellius, Lindgren & Saarinen 1901 года Pohjola Insurance. Она также была одним из первых финских офортистов. Ее работы были выставлены на первом Осеннем салоне в Париже в 1903 году.
Флодин, еще до своего ученичества у Родена, в 1901-м году, в возрасте 23 лет, выполнила работу, обессмертившую ее имя в финском искусстве. Речь идет о скульптурном декоре здания страхового общества «Похьела», построенного прославленным архитектурным трио: Гизеллиус — Линдгрен — Сааринен (Хельсинки, Алексантеринкату, 44). Это прекрасный образец финского национального романтизма, гротескные каменные маскароны которого выполнены Хильдой Флодин.
На рельефе «Похьела» (это далекая северная страна) изображена ревностная хранительница Севера, колдунья Лоухи. Флодин представила ее как древнюю, почти беззубую старуху. Рядом — кузнец Ильмаринен, изготовивший по заказу Лоухи чудо-мельницу Сампо. На другом маскароне — «Куллерво», герой-мститель финского эпоса «Калевала» и его смертельный враг-поработитель Унтамо. При создании этих образов
Флодин, безусловно, вдохновлялась знаменитыми иллюстрациями Аксели Галлен -Каллелы. Тогда еще Хильда не была ученицей Родена, но она уже была с ним знакома, и варилась в гуще культурной жизни Парижа. Конечно, она видела «Ту, которая была прекрасной Ольмьер» (1885), другие работы Родена, где уродливое было возведено в ранг прекрасного, но сознание преломило эти образы через мир финского фольклора, и так родились существа в духе народной традиции, украсившие «Дом Похьелы». Показательно, что одновременно (1900 год) Флодин создала бронзовый бюст «Размышляющий старец» — в лучших роденовских традициях (находится в музее «Атенеум» в Хельсинки).
Однако, роденовское влияние не чувствуется в скульптурном барельефе «Мальчик с гирляндой», находящемся на гранитном основании фонаря наружной лестницы, ведущей в банкетный зал здания в стиле венецианского палаццо, построенного в 1898 -м году по проекту Густава Нюстрема в городе Выборге (ул. Пионерская, 2). Это эклектичное здание принадлежало некогда Объединенному банку Северных стран. Позже по проекту Уно Ульберга (известного как архитектор «Белого Выборга») передний вход был перестроен. Тогда-то, в 1909-1910-х годах, и появился скульптурный барельеф Флодин. Известно, что в 1910 -м году Хильда уехала с мужем Юхо Риссаненом в Выборг, где они организовали совместную экспозицию, которая позже побывала в Турку и Хельсинки: он показал 60 картин, а она показала 80 работ, включая скульптуры, гравюры и иллюстрации.
Живописью Хильда Флодин начала заниматься с 1908-го года, специализировалась на портретах, а гравюрой — значительно раньше. В 1907-м году она стала единственной женщиной-графиком, участвовавшей в Первой выставке художников-графиков в Финляндии. С 1910-х годов живопись стала основным направлением ее творчества; многие из ее рисунков и картин изображают детей и пожилых женщин, но она также нарисовала ряд групповых портретов, в том числе членов Исполнительного совета Финской академии наук (1929–30). Ее второй брак был с врачом
Работы Флодина находятся в Атенеуме в Хельсинки и в музее Кеуруу, экспозиция которого построена на основе портфолио, обнаруженного в антикварном книжном магазине Хельсинки. Выставка работ Родена в 2016 году в Хельсинки включала так же и работы Флодин среди нескольких его финских учениц.