Перейти к основному содержанию

Выборг музыкальный: со времен Финляндии до наших дней

Культура Финляндии вобрала в себя наследие тех языческих времён, когда почитались «духи природы» и «силы земли», а также и возникшие позже христианские обычаи и праздники.

В древности финский народ верил в то, что музыка, наделенная чудодейственными способностями, может одолеть все враждебные силы.

Благодаря своему географическому расположению и историческим особенностям, культура Финляндии подвергалась влиянию соседних балтийских, германских и славянских народов, особенно Швеции и России.

Культура Финляндии вобрала в себя и культуру небольших национальных групп – саамов, финских шведов, финских татар, — которые сохраняют собственные традиции и обычаи.

Возникновение музыкальной традиции в Финляндии связано с народной поэзией. В основу народной музыки Суоми легли мелодии древних песнопений рун, а традиционными народными музыкальными инструментами являются: кантеле (финские гусли), под звуки которых на протяжении веков исполнялись руны, рожок, скрипка.

Особое влияние на финскую музыку оказали традиционные карельские мелодии и лирика, которая черпала свое вдохновение из эпоса «Калевала», собранного и переработанного выдающимся финским лингвистом Элиасом Лённротом.

В финской музыке проявилось и влияние христианства. Привнесенное в культуру страны хоровое пение нашло свое место в лютеранских и православных приходах. Эта традиция жива до сих пор: в стране существует множество детских, мужских, женских хоров.

Первый хоровой Певческий праздник состоялся в городе Ювяскюля в 1881 году. Праздник вызвал огромный энтузиазм, и хоры стали создаваться по всей стране.

В 1897 году был создан самый известный хор «Виипурин Лаулувейкот» («Выборгские песенные братья»), который существует и сейчас (119 лет).

Всефинляндские Праздники песни проводились четырежды в одном из древнейших городов на территории Карелии – Сортавале на берегу Ладожского озера: в 1896, 1906, 1926, 1935 годах. И неслучайно. В 1874 году здесь открылся городской парк Ваккосалми, а в нём – концертный зал под открытым небом, позже названный певческим полем. Окруженный скалами и могучими елями, он славился отличной акустикой.

Традицию прервала советско-финская война. Но уже в советское время с 1953 года праздники песни и музыки возобновились в парке Ваккосалми.

Сегодня традиция песенных праздников в Сортавале продолжается. После долгого перерыва Карельский песенный праздник состоялся в 2012 году. В нем приняли участие хоровые коллективы Карелии, Финляндии и Эстонии. Финляндию не зря называют обетованным краем для хоров.

Самый известный финский композитор Финляндии – Ян Сибелиус – считается одним из наиболее значительных композиторов XX в. Говорят, что "финская природа поет в творениях Сибелиуса". Вдохновленный "Калевалой", он создал ряд симфонических поэм. Обширное музыкальное наследие Сибелиуса воплотило в себе суровую красоту финской природы, поэзию народного калевальского эпоса и дух патриотизма финского народа. Музыка Финляндии отличается меланхоличностью и некоторой мрачностью.

В стране существуют тысячи музыкальных школ. На музыкальных инструментах учатся играть и взрослые и дети. Для финнов музыка имеет очень важное значение в повседневной жизни. К музыке на протяжении веков испытывали трепет и почти религиозное почтение. Ведь даже герой Калевалы – музыкант, а не воин.

Значение Калевалы в развитии музыкальной культуры Финляндии очень велико. Не случайно собранные в Калевале сказания и мифы передавались из поколения в поколение в форме рунических песен. Из всех форм искусства именно музыка является для финнов типичным способом выражения чувств.

Первые певческие книги попали в Финляндию из Германии. Они  использовались в богослужебной практике до конца XVI века, а некоторые мелодии все еще продолжают жить в лютеранских гимнических мелодиях.

В период Реформации (XVI - начало XVII века) и тексты, и мелодии латинских песен подверглись изменениям. Тексты были приведены в соответствие с догматом лютеранской веры. Роль лютеранских гимнов в истории музыки Финляндии очень значима.

Предположительно в XVI веке в Финляндии появились первые органы. В 1556 году из Таллинна в Або были привезены два органа и клавикорд. Однако во время Северной войны много музыкальных инструментов было уничтожено.

Возникновение светской музыки в Финляндии связано со Швецией и Германией, через которые в Финляндию проникали самые современные музыкальные течения. В начале XIX века под влиянием Германии в Финляндии начал развиваться национальный романтизм.

В 1850 - 1875 годах основу репертуара симфонических оркестров Суоми составляли большей частью сочинения немецких композиторов, большинство дирижёров также были немцы.

Первым, кто внёс вклад в развитие национальной академической музыки Финляндии, был Фредерик Пациус, автор музыки к гимну «Maamme» („Наш край“). Однако участие коренных финнов в академической музыкальной жизни своей страны было еще очень малым.

В Выборге вплоть до начала XX века взаимодействовали четыре национальные культуры — немецкая, шведская, финская и русская.

Развитие выборгской музыкальной культуры, как и во всём Великом княжестве Финляндском, шло преимущественно в немецкой и шведской культурной сфере,  однако в связи с большой долей русского населения в Выборге музыкальная культура в городе взаимодействовала и с русской культурной средой.

Одной из центральных фигур музыкальной жизни Выборга того времени был Рихард Фальтин. Вершиной деятельности Фальтина в Выборге стал симфонический оркестр, состоявший из двадцати музыкантов. Оркестр работал с осени 1859 по 1869 год; исполнял музыку Гайдна, Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Глинки, Шумана, Вебера. Первый концерт коллектива состоялся 1 февраля 1860 года.

В историю музыкального Выборга имя Рихарда Фальтина вписано как имя деятеля, проложившего путь к расцвету музыкальной деятельности «города четырёх культур». После коллектива, которым руководил Фальтин, в истории Выборга было ещё шесть симфонических оркестров.

К концу XIX века сформировалась  финская профессиональная композиторская школа во главе с лидером Сибелиусом. Имя Яна Сибелиуса прославило классическую музыку Финляндии. С творчеством и деятельностью этого композитора связано зарождение национальной классической музыкальной традиции.

Существовало в Выборге также и Общество вокальной музыки, которое возглавлял органист и учитель пения в школе Бема Генрих Вехтер. В различных мероприятиях участвовали и ученики школы Бема: хор мальчиков школы 7 сентября 1856 года пел на открытии Сайменского канала гимн «Maamme» и русскую народную песню. Существовал и учебный камерный оркестр школы, который выступал на концертах.

В 1893г. композитор, музыкант, педагог, собиратель народной музыки и дирижер Эмиль Сивори создает в Выборге школу канторов-органистов, которая в 1910г. была преобразована в Выборгское училище духовной музыки, где также готовили учителей пения для школ.

В 1921 г. к училищу Сивори присоединяет музыкальную школу для молодежи, которая со временем стала крупнейшей в стране и получила статус Народной консерватории. Располагалась она в здании на улице Прогонная, 2. При Кафедральном соборе также действовало музыкальное училище, которым руководил Эмиль Сивори, располагалось оно на Луостаринкату, 17 (ныне – ул. Выборгская).

С началом Гражданской войны в 1917 – 1918-х годах музыкальная жизнь в Выборге практически прекратилась.

После революционных событий, в городе появилась музыкальная школа, в дальнейшем преобразованная в музыкальное училище. Ее основателем стал скрипач Борис Сирпо.

10 сентября 1918 года в газетах Выборга было опубликовано объявление: «Выборгская музыкальная школа начнет работу с 16 сентября. Предметы: скрипка, виолончель, вокал, фортепиано, теория и история музыки. Для всех – один общий класс. Плата за семестр 165 марок. Регистрация с 15 до 17 часов в школе на улице Черных братьев, 11 (ныне – ул. Красноармейская)». В первый год работы школа занимала три комнаты и в ней обучалось 55 человек. А в начале третьего учебного года учеников уже было 146.

С развитием городского образования и культурной жизни города, было основано «Акционерное общество музыкального училища г. Выборга», которое отвечало за содержание школы. И 3 февраля 1923 года состоялось открытие Выборгского музыкального училища на базе музыкальной школы, которое обосновалось в доме №1 по Каннаксентие (Ленинградское шоссе).

Весной 1921 года Борис Сирпо создал камерный ансамбль, который выступал вместе с хором. В 1922 году камерный ансамбль перерастает в оркестр.

В 1928 году Выборгское музыкальное училище посетил Ян Сибелиус. Композитор участвовал в репетициях и выступлениях оркестра училища.

В феврале 1934 года в городе Хельсинки прошла Выборгская неделя искусств. Инициатором этого мероприятия было объединение Выборгских друзей музыки. В программу входили все виды искусств, среди которых, конечно же, были и концертные выступления. В Неделе искусств участвовал также Камерный оркестр Выборгского музыкального училища. Критики отмечали, что Выборг является сильным соперником для других областей Финляндии.

До войны Выборг носил славу музыкального города. Юго-Восточную Карелию называли «страной песни», а Выборг – «городом хоров».

После Великой Отечественной войны культурная жизнь в Выборге вновь начинает развиваться. В городе работают Дом культуры и клубы.

В 40-50-е годы в городе существовало 15 коллективов художественной самодеятельности. В 60-е годы для жителей, преподавателями Выборгской музыкальной школы были организованы «Музыкальные воскресенья», на которых исполнялись произведения русских, советских и зарубежных композиторов.

В 70-е годы образуются Академический хор (руководитель Л. Кузина), Народный театр (руководитель Б. Фурне), народный симфонический оркестр, духовой оркестр, танцевальные коллективы. В 1982 году был создан ансамбль песни и танца «Вереск».

С 1992 года в Музее-заповеднике "Парк Монрепо" ежегодно проводится Международный Фестиваль камерной музыки "Вечера в Монрепо" (классическое музыкальное искусство). 

 

Список источников

1.     Boris Sirpo/ [Электронный ресурс] . ffcpc.info/ Docs/ 2ndannualborissirporecital.pdf  (Дата обращения: 18 мая 2016).

2.     Анникки Тяхти / Википедия – свободная энциклопедия/ [Электронный ресурс] / - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2% D1%8F%D1%85% D1%82%D0%B8,_%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BA%D0%B8 (Дата обращения: 14 мая 2016).

3.     Анникки Тяхти. Фильмография/ [Электронный ресурс] / - URL: http://www.inoekino.ru/actor.php?id=11502 (Дата обращения: 14 мая 2016).

4.     Васильев А. Лебединая песня Яна Сибелиуса/ А. Васильев// Наука и религия. – август, 2009. – с.22-25.

5.     Выборгское музыкальное училище – Музыкальное училище города Лахти (Отрывки из публикаций, вышедших к 50-леьнему юбилею. История от основания училища до 1940 года) (перевод с финского Реэтта Аукеэ).

6.     Коломойский А. День «Калевалы» в Выборге/ А. Коломойский// Выборгские ведомости. – №8. - 4 марта 2016/  [Электронный ресурс] / - URL: http://vyborg-press.ru/articles/27850/ (Дата обращения: 14 мая 2016).

7.     Коробова Т. В память о музыканте/ Т. Коробова// Выборг. – 2001. – с.3

8.     Мошник Ю.И. Культура и спорт Выборга в 1918 – 1939 гг./ Страницы Выборгской истории: краеведческие записки. – Выборг, 2000.

9.     Мошник Ю.И. Музыка в Выборге/ Выборгские истории. Сборник исторических статей. – Выборг, 2003.

10.   Музыка в Финляндии - современная, возникновение музыкальной традиции/ Финляндия – всё самое интересное о стране. [Электронный ресурс] / - URL: http://finlandi.ru/kultura-i-iskusstvo/muzika-v-finlyandii-sovremennaya-vozniknovenie-muzikalnoy-tradicii.html (Дата обращения: 17 мая 2016).

11.   Нилова В. Финская культура в поисках национальной идентичности./ Израил ХХI. Музыкальный журнал - №29 (сентябрь 2011) [Электронный ресурс] / - URL: http://www.21israel-music. com/ Suomen_ kultuur.htm (Дата обращения: 12 мая 2016).

12.   Он творил в Выборге/ Сулхо Ранта (перевод с финского С. Кудряшовой)// Выборг. – 1994. – с.5.

13.   Паямо Рейо. Выборг как музыкальный город (перевод с финского Дарьи Шкурлятьевой).

14.   Подскребаева Ю. В Галерее «Мой Выборг» проходят дни финской культуры // Выборг. - №20. – 2 марта 2016/ [Электронный ресурс] / - URL: http://gazetavyborg.ru/article.php?table=events&item=87819840 (Дата обращения: 16 мая 2016).

15.   Попцов И. Оркестр Рихарда Фальтина в Выборге: первый симфонический сезон, репертуар, значение в истории/ И. Попцов / Курсовая работа. – Петрозаводск, 2016.

16.   Почегайло Р. Муза и город / Р. Почегайло// Выборг. – 1997. – с.6

17.   Териокский песенный праздник 1910 года / [Электронный ресурс] / - URL: http://ristikivi.spb.ru/albums/terijoki-1910-fest.html?photo=4 (Дата обращения: 14 мая 2016).

18.  Финская культура / [Электронный ресурс] / - URL: http://cprt.spb. ru/anna/ myjournal_.nsf/site/159A49503993E563C3256E2700461EE6 (Дата обращения: 14 мая 2016).

19.  Финская музыка/ SampoDialogi [Электронный ресурс] / - URL: http://www. sampodialogi.ru/musiikki_Suomi_ru.html (Дата обращения: 12 мая 2016).

20.       Финская музыка/ Академик. Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс] / - URL: http://dic. academic.ru/dic. nsf/ruwiki/ 1166 3 40%20-%20.D0.9C.D1.83.D0.B7.D1.8B.D0.BA.D0.B0 (Дата обращения: 14 мая 2016).

Материал подготовлен Жванько Ю.А.

зав. отделом краеведения МАУК «Библиотека А.Аалто»