Перейти к основному содержанию

Ланда Мария Алексеевна (ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2 курс

очного отделения, факультет истории и социальных наук)

 

«Не дать погаснуть свету просвещения…»

Выборгское реальное училище и благотворительность

 

Аннотация

Данная статья посвящена отдельным благотворительным аспектам существования Выборгского реального училища с его основания по 1919 г. Рассказывается о благотворительных стипендиях, дающих возможность выходцам из бедных семей учиться бесплатно, и о пожертвованиях училищу. Среди прочих упоминаются имена М. Н. Казанского, Ф. И. Сергеева, И. В. Беляева, В. С. Грацинского, О. В. Жаворонковой и др.

 

Введение

С точки зрения благотворительности история Выборга начала прошлого века представляет очень интересный объект для изучения, ведь город тогда являл собой «образец в деле благотворительности и милосердия на Карельском перешейке. В 1900 году в нем насчитывалось 33 благотворительных учреждения»[1]. Цель данной работы: охарактеризовать некоторые аспекты благотворительной деятельности Выборгского реального училища с его основания (1882 г.) по 1919 г. Задачи: привлекая архивные документы, установить формы активной благотворительной деятельности училища; охарактеризовать результаты этой деятельности и людей, принимавших в ней участие.

Статья призвана внести свою лепту в привлечение внимания общественности к теме благотворительности. Тема посильной помощи одних людей другим имеет непреходящую актуальность в любые времена. Также полученные при поиске и анализе исторических источников данные помогут более полно очертить картину повседневной жизни Выборга в представленный период.

 

Основная часть

Выборгское реальное училище[2] ведет свою историю с 30 августа 1882 г. Оно было основано после обращения к только что избранному финляндскому генерал-губернатору Ф. Л. Гейдену русских жителей Выборга, попросивших об основании в Выборге школы для русскоязычных детей. В конце XIX в. в городе осталась лишь одна русская школа, хотя «уже к началу 1840 г. половину жителей составляли этнические русские (из 12 144 горожан 6182)»[3].

Получив разрешение Александра III, губернатор выделил на открытие и обустройство школы сумму в 100 000 финских марок. Первым директором Выборгского реального училища, где учились мальчики от 8 до 19 лет, был назначен священник Г. Н. Соболев.

Общепринятым мнением является то, что Ф. Л. Гейден проводил не политику прямой русификации, а скорее покровительства финскому народу для ослабления шведского влияния в княжестве, однако в только что открытом училище финский язык был введен в программу как необязательный предмет и средства на его изучение поступали от правительства Финляндии. Основание училища было элементом национальной политики Российского государства, оно подчинялось министерству народного просвещения. Особый акцент делался на преподавании русского языка, Закона Божьего и православном вероисповедании. Причина сего весьма ясно была очерчена в годовом отчете училища за 1884 г.[4]: «К исполнению своих религиозных обязанностей ученики относятся весьма добросовестно, что особенно важно в виду преобладания в населении города лиц, исповедующих лютеранство»[5]. Далее еще раз подчеркивается необходимость открытия училища: «Вообще учреждение училища в Выборге удовлетворило самым горячим желаниям населения и теперь уже здесь не предстоит печальной необходимости видеть [неразборчиво] лиц, носящих русские фамилии и не умеющих говорить по-русски»[6].

Для учеников из бедных семей довольно много значили пожертвования, которые давали им возможность получать образование бесплатно. По словам архивиста ЛОГАВ Я. Давыдовой: «Русское общество в Выборге всегда внимательно относилось к делам реального училища, да иначе и быть не могло: ведь здесь воспитывались их дети. Выборгский отдел русского благотворительного общества в Финляндии помогал бедным учащимся с самого основания училища. Например, в 1907 г. отдел внес за учеников 1360 фин. марок. При училище были основаны 4 стипендии: имени барона Ф. А. Менд, имени генерал-адъютанта Н. И. Бобрикова, имени Русского общества в Выборге, имени коммерции советника Ф. И. Сергеева. Стипендия имени коммерции советника Ф. И. Сергеева в размере 2500 финских марок была пожертвована 18 февраля 1905 г. для выдачи процентов с этого капитала для уплаты за обучение одного из учеников училища. В ноябре того же года была пожертвована стипендия имени купца Н. И. Потоцкого на сумму 1000 рублей для выдачи процентов с этого капитала в уплату за право обучения одного из учеников училища»[7].

Из годового отчета училища за 1915 г. (а именно из графы 1 «Кем, когда, в каком размере и для какой цели был пожертвован каждый капитал») явствует, что спустя 8 лет стипендии Бобрикова и стипендии Русского общества уже не существовало, а Ф. И. Сергеев 4 февраля 1910 г. учредил еще одну стипендию, на сумму 2000 фин. марок[8]. С каждого пожертвованного капитала выдавались проценты «в уплату за право учения одного из учеников Выборгского реального училища». Получается, что как минимум 4 мальчика могли благодаря этим стипендиям получить образование, «выйти в люди».

О стипендии Н. И. Бобрикова, не обозначенной в вышеприведенном документе, не удалось найти более полной информации, но ясно, что она не могла появиться в училище ранее 1898 г., когда Бобриков был назначен на должность финляндского генерал-губернатора. Возможно, что и выдавалась эта стипендия только до того года, когда он погиб в результате покушения.

Общие сведения об упомянутой чуть ранее стипендии Русского общества в Выборге содержатся в книге «Карельский перешеек. И Вера, и Надежда, и Любовь». Русский Дамский кружок, отчитываясь в своих расходах за 1901 г., упоминает, что за этот год «поступило <…> от выборгского отдела русского благотворительного общества в Финляндии, через дирекцию выборгских русских народных училищ, на одежду, обувь и лекарство нуждающимся ученикам и ученицам этих училищ за 2-ю половину 1901 г. – 175 м»[9].

Также в ведомости училища о пособиях учеников в течение 1884 г. есть графа про учащихся, «за которых плата внесена»: «благотворителями» – 3 и «обществами и ведомствами» – 3[10]. Итак, как минимум шестеро учеников в 1884 г. имели основания быть благодарными этим не упомянутым в ведомости поименно людям и обществам.

Из благотворительных инициатив самого училища, заслуживающих внимания, следует упомянуть созданные при нем бесплатные приготовительную школу и духовой оркестр, где дети могли обучаться музыке.

О том, какую долю в бюджете реального училища занимали пожертвования благотворительного толка (не считая стипендий), можно узнать из его ежегодных отчетов. Из них явствует, что источником содержания училища в основном была ассигнуемая ежегодно государственным казначейством сумма в 19, 350 мет. [металлических?] рублей.

 Если говорить об отчетности, то в хозяйственном отношении Выборгское русское реальное училище было подчинено совещательному комитету по делам русских училищ в Финляндии и действовало по «Временной инструкции Совещательному Комитету и временным правилам по заведыванию хозяйственной частью русских среднеучебных заведений в Финляндии»[11].

В отчете училища за 1884 г.[12] можно ознакомиться с ведомостью о средствах содержания учебного заведения. В графе «Из сумм государственного казначейства» значится уже известная нам сумма 19 350 руб., в графе «Из сумм сбора за обучение» – 1693 руб. 75 коп. (это относится к доходу училища), а в графе «Из пожертвований разных обществ и частных лиц» – 166 руб. 12 коп. Таким образом, мы видим, что на общем фоне доля пожертвований крайне незначительна, однако для тех детей, которые смогли благодаря этим суммам получить образование, они наверняка имели совсем иное значение.

Школьная библиотека была также сформирована на благотворительной основе: «Отсутствие хороших библиотек в городе и русских книжных магазинов возлагает на Училище обязанность в возможно скорейшем времени привести библиотеку Училища к надлежащей полноте и порядку. В виду этого обстоятельства Начальное Училище обратилось к частной благотворительности, с преимущественной целью пополнить училищную библиотеку. Значительная часть книг в библиотеке училища пожертвованы Коллежским Ассессором М. И. Ивановым»[13]. Далее написано: «и преподавателем Статским Советником В. И. Ассоновым, но эти слова зачеркнуты.

О М. И. Иванове информации не удалось найти, зато о В. И. Ассонове известно, что он в 1864 г. окончил Петербургскую Академию художеств, статский советник, археолог, почетный член Московского Археологического института, преподавал в гимназиях Гельсингфорса и Выборга. В 1880-х гг. вышли из печати путеводители Ассонова по Выборгу. Поскольку он имел левые взгляды, можно сделать смелое предположение, что его вклад в библиотеку училища попытались зачеркнуть именно из-за конфликта Ассонова с руководством училища и его последующего увольнения (затем последовал отъезд в Калугу, где он подружился с К. Э. Циолковским).

Продолжая тему о единичных пожертвованиях училищу – в сметах прихода и расхода училища за 1885–1889 гг. не содержится упоминаний о пожертвованиях, графа «Приход» складывается только из государственного казначейства и платы за обучение[14].

В протоколах заседаний хозяйственного комитета[15] также отсутствуют сведения о пожертвованиях в адрес училища, там содержатся только мелкие хозяйственные подробности вроде: «Постановлено исключить из отдела инвентаря 4 пальмы\растения, записанные под №№ 357 и 438, как пришедшие в негодность». В том же духе написано про «7 полотенец»[16]. Эти протоколы составлялись с одной целью: зарегистрировать, что была произведена поверка приходо-расходных книг, поэтому в документах неизменно встречается фраза: «Приход и расход записаны правильно и оправданы документами».

Нельзя говорить о вкладе Выборгского училища в дела благотворительности, обходя вниманием тех, кто принимал в этих делах самое активное участие...

Можно предположить, что с высокой степенью вероятности за благотворительные инициативы отвечала дирекция реального училища. Состав ее, например, за 1894 г. можно узнать из «Циркуляров Совещательного Комитета о заведывании хозяйственной частью русских учебных заведений в Финляндии»[17]. Интересно, что хозяйственная деятельность училища находилась под церковным патронажем – председателем дирекции был священник М. Н. Казанский; в дирекции состояло много уважаемых горожан из военного и купеческого сословия: священник Н. П. Никольский, инженер-полковник С. А. Иванов, надворный советник В. С. Грацинский (он же и секретарь), коммерции советники Ф. И. Сергеев и К. П. Яковлев, а также купцы А. В. Жаворонков, В. П. Баконин [неразборчиво] и П. П. Антонов.

Протоиерей М. Н. Казанский известен своим активным участием в общественной жизни Выборга тех лет. Для духовенства благотворительная деятельность являлась неотъемлемой частью призвания, тем более что с 1864 г. государство вполне официально стало привлекать к ней приходы, утвердив «Положение о приходских попечительствах»: «Цель "Попечительств", согласно Положению, была чисто благотворительной. Деятельность их распространялась не только на оказание материальной помощи на нужды храма, причта и прихода, а также на организацию первоначального обучения детей. Церковь также занималась привлечением к этому широких кругов общественности»[18]. «Надзор за школами и участие в преподавании»[19] также прямо рекомендовались священнослужителям государством, духовные особы должны были следить за тем, чтобы вверенная им школа не превратилась в «деморализованное учебное заведение, больное опасным и заразительным недугом всяких необузданностей»[20]. Другой член дирекции, преподаватель педагогики и закона Божьего в училище священник Н.П. Никольский также активно участвовал в благотворительных делах (состоял в Выборгском местном управлении Российского общества Красного Креста и Выборгском Русском обществе взаимопомощи)[21].

Как было упомянуто, купец Ф. И. Сергеев[22] учредил целых две стипендии, однако не остановился на этом и регулярно вносил на счет училища различные пожертвования. Владелец табачной фабрики и пивоваренного завода, член Выборгского отдела Русского Благотворительного общества в Финляндии, он сделал много добра для русских жителей Выборга. Особенного внимания заслуживает его участие после 1917 г., когда училище переживало тяжелые времена (в его здании разместился финский лицей, а училище переехало в здание бывшей русской женской гимназии), испытывая постоянный недостаток средств. Но Сергеев не оставил своего попечения о нуждах учеников, о чем свидетельствует подписанная директором школы благодарность за июнь 1919 г. Привожу далее этот документ почти полностью, он необходим для понимания того, как планомерно и активно Федор Иванович помогал училищу – ведь его пожертвования длились практически 40 лет!

 

«Педагогический Совет русской совместной средней школы, благополучно закончив первый год ее существования, считает своим приятным долгом благодарить Вас за все то многое, что Вы сделали по созданию этой школы. – Ваши пожертвования на нее были самые щедрые: кроме того, Вам, как главе русского общества в Выборге, удалось и других побудить принять в этом деле живое участие.

<…>

Вы, как сильная русская натура, глубоко чувствуя, что противно природе человека воспитываться не на русском языке, около сорока лет тому назад были главным инициатором открытия Выборгского реального училища и Выборгской женской гимназии, в которых до последнего года дети русской национальности получали образование на родном языке.

<…>

И Ваша плодотворная, более чем полувековая деятельность в Финляндии может служить живым примером благого воздействия финской культуры на русского человека, одаренного сильною духовною организациею; Вы всегда оказывали поддержку культурным и благотворительным учреждениям, предназначенным для лиц как финского, так и русского происхождения; Вы, поступая, как учил Христос: "Воздадите кесарево кесареви, и Божия Богови" – отдавали должное как той нации, от которой Вы унаследовали Ваши богатые природные дарования, в стране, которой Вы родились, и где на родной почве первоначально возросли и окрепли Ваши дарования, так и той нации, в стране которой впоследствии Вы их усовершенствовали и нашли широкое поприще для их применения.

<…>

Просвещение озаряет светом сознание человека. Вы, обладая светлым умом, всегда любили этот свет. В настоящую же тяжелую годину Вы выказали к нему особую любовь и не дали ему погаснуть для многих русских детей в Выборге, для некоторых, быть может, навсегда».[23]

 

Некоторая информация о благотворительной деятельности училища содержится и в личных делах его преподавательского состава.

Важную роль в благотворительных делах училища, в том числе и во время Первой мировой войны, играл директор училища – статский советник И. В. Беляев. Иван Васильевич в 1876 г. закончил физико-математический факультет Петербургского университета со степенью кандидата, был удостоен орденов Св. Анны 3-й и 2-й степени, Св. Владимира 3-й и 4-й, Св. Станислава 3-й степени. Беляев исполнял должность директора училища с 20 мая 1900 г., до того служил преподавателем Мариинского института, санкт-петербургской 6-й классной прогимназии[24].

Он был одним из инициаторов сбора пожертвований для Комитета ее императорского высочества великой княжны Татьяны Николаевны, который занимался оказанием временной помощи пострадавшим от военных бедствий. Переданные от имени училища деньги – 2 рубля и 28 марок 60 пенни – не остались без внимания директора русских учебных заведений Великого Княжества Финляндского, который направил И. В. Беляеву письмо от 25 сентября 1915 г., в котором посчитал «своим приятным долгом выразить свою искреннюю признательность за сердечное участие к нуждам Комитета, послужившее прочным залогом достигнутого успеха в добром деле оказания помощи пострадавшим от военных действий»[25].

За активное участие в сборе пожертвований И. В. Беляев был награжден медалью Российского общества Красного Креста. Как человек, пользующийся общественным доверием, он был выбран председателем строительной комиссии для наблюдения за возведением пристройки к зданию Выборгской женской гимназии.

Беляев состоял на своем посту 15 лет и в 1915 г., 1 декабря, был уволен от службы согласно прошению. В память об этом человеке педагоги и ученики училища учредили благотворительный неприкосновенный фонд его имени, проценты от которого шли на обучение (поочередное) одного из учеников Выборгского реального училища и ученицы Выборгской женской гимназии. Об этом свидетельствуют письмо председательнице Выборгского Отдела Русского Благотворительного общества в Финляндии от инспектора училища, в котором он просит принять «при сем 1000 финских марок и 55 пенни, собранных учащими и учащимися Выборгского реального училища и лицами педагогического персонала Выборгской женской гимназии»[26]. Председательнице Выборгского отдела также пришло письмо от начальницы педагогического совета Выборгской женской гимназии, пожертвовавшей на стипендию И. В. Беляева 43 марки[27].

Открываем дело В. С. Грацинского, секретаря дирекции училища. Сын священника и помощник столоначальника департамента земледелия сельской промышленности, в 1886 г. он занял вакантную должность преподавателя естественной истории и географии в училище (закончил Санкт-Петербургский университет). В последние годы жизни (умер в 1925 г.) преподавал в Нарвской эмигрантской гимназии.

О степени его участия в важных для общества делах свидетельствует, в частности, письмо к нему от председателя Совещательного комитета по делам русских училищ в Финляндии за 27 октября 1896 г.: «Господин Министр народного просвещения просит объявить Вам благодарность Министерства народного просвещения за усердные труды Ваши по возведению здания для Выборгской русской народной школы памяти графини Е. Н. Гейден»[28][29].

Также в годы Первой мировой войны самое непосредственное участие в делах благотворительности принимали ученики и педагогический коллектив училища. Из отчета Выборгского реального училища за 1916 г. можно выделить такие благотворительные акции, как кружечные сборы пожертвований, спектакли и концерты в пользу школьно-сиротского фонда, собрано более 150 мешочков с подарками для солдат; также известно, что педагогический коллектив производил отчисления с выдаваемого им содержания в пользу воинов. Более подробное описание благотворительности в училище во время войны содержится в книге З. Новоселовой «По страницам выборгской истории»[30].

После 1917 г. Выборгское реальное училище стало Русским реальным лицеем Выборгского православного прихода и под этим именем просуществовало до 1939 г. Иными словами, из-под юрисдикции государственной оно перешло под церковную юрисдикцию, что было лучшим выходом в создавшихся условиях.

Однако о множестве проблем, связанных с работой училища в новых условиях, красноречиво свидетельствует такой документ, как папка с письмами директора лицея с благодарностями частным лицам и обществам за пожертвования лицею. Первый лист в этой папке – напечатанная в красивой рамке благодарность Ф. И. Сергееву (июнь 1919 г.), текст которой уже был приведен выше. Далее содержатся благодарности О. В. Жаворонковой, Л. Н. Сергеевой (супруге Ф. И. Сергеева) и А. Л. Шкурат-Шкуропацкой[31].

Письма директора О. В. Жаворонковой подтверждают, что после 1917 г. Русский Дамский Кружок не прекратил своего существования, а напротив, деятельно помогал оставшимся в Выборге русским людям: «Многоуважаемая Ольга Васильевна! Заканчивая учебный год, педагогический персонал русских школ Выборгского православного прихода поручил мне принести в Вашем лице искреннюю благодарность возглавляемому Вами Дамскому Благотворительному Кружку за средства, пожертвованные на устройство горячих завтраков для беднейших учеников и на взнос платы за учение»[32].

О личности О. В. Жаворонковой также нет нужды рассказывать здесь подробно[33], она и ее супруг А. В. Жаворонков вписали свою имя в историю Выборга. Как явствует из документов, в последующем Жаворонковы также делали лицею различные пожертвования: например, на устройство рождественской елки, а однажды привезли 1362 кг каменного угля для отопления[34].

Также директор выразил благодарность П. П. Морозову за горячие завтраки. Здесь кажется уместным привести краткую характеристику Морозова из письма управляющего Государственным Банком Ф. Мейса: «Морозов Павел Петрович подпоручик запаса армейской пехоты, купец торгующий с 1902 г. мясом и колбасными товарами, человек очень интеллегентный пользуется всеобщим уважением и с радостью желает послужить здесь русскому делу»[35].

Сколь бедственными были дела школы в то время, можно также понять из благодарности А. Ф. Сергееву (сыну Ф. И. Сергеева) за возможность «ежедневно предоставлять ученикам по кружке горячего чая»[36].

 

Выводы

В целом можно заключить, что благотворительность в Выборгском реальном училище являлась заранее спланированной лишь в отношении стипендий – хотя изменения происходили и с ними, можно говорить о планировании максимум на год. Прочие пожертвования по отношению к училищу были делом доброй воли, носили конкретный и спонтанный характер. Благотворительность по отношению к училищу была сугубо частной и осуществлялась влиятельными лицами из дворянского и купеческого сословия. И, хотя в составе дирекции училища был священник М. Н. Казанский, церковь не делала никаких пожертвований училищу, играя лишь представительскую роль. Это подтверждает выводы профессора С. Г. Зубановой о том, что «государственное социальное служение в XIX в. носило сословный характер, осуществлялось неравномерно и в значительной степени бессистемно»[37]. И только частная благотворительность после 1918 г. помогла училищу, лишившемуся здания и государственного финансирования, продержаться какое-то время.

Также можно отметить, что в учреждении стипендий участвовал финляндский дворянин барон Ф. А. Менд – как и Ф. И. Сергеев, помогавший в том числе и финским школам, он был частью пестрого мультикультурального общества Выборга тех дней. Политика русификации до революции, как мы видим, велась не очень успешно, в данном частном случае – как из-за недальновидности чиновников, основавших школу с русским языком обучения, но не позаботившихся учредить хотя бы одну постоянную благотворительную стипендию (исключая Н. И. Бобрикова), так и вследствие уже сформировавшегося мировоззрения многих граждан Выборга, считавших своим долгом помогать людям независимо от их нации. Еще раз хочется подчеркнуть тот факт, что благотворительная деятельность тогда была для многих людей, играющих значимую роль в общественной жизни, чем-то вроде долга[38].

Итак, имели место активные благотворительные инициативы по отношению к училищу, но его педагогический коллектив и ученики также участвовали в делах милосердия. Впрочем, это участие в основном осуществлялось с ведома и по инициативе государства – как, например, в годы Первой мировой войны. Исключением является только инициатива по созданию неприкосновенного фонда в честь бывшего директора училища И. В. Беляева, которая могла идти только «снизу», являясь косвенным свидетельством признательности коллег и учеников.

Заключение

В данной статье была сделана попытка дать общее представление о благотворительной деятельности в Выборгском реальном училище, однако исследованы еще не все документы, к нему относящиеся, и эта тема может дать исследователю огромное количество интересных материалов.

 

Список использованной литературы

  1. Вехи выборгской истории. Учебное пособие по историческому краеведению : Сборник статей. – Выборг, 2005.
  2. Давыдова Я. Выборгское реальное училище. [Электронный ресурс]. https://gazetavyborg.ru/news/vyborgskoe-realnoe-uchilische/ (дата обращения: 17.08.2022).
  3. Записки городского священника // Приходская жизнь [Текст] : ежемесячный церковно-общественный литературный и нравственно назидательный журнал. – Ярославль : Ярославское епархиальное братство св. Дмитрия Ростовского. – 1911. – Январь. – С. 31.
  4. Зубанова С. Г. Социальное служение русской православной церкви в XIX веке. – М. : РГБ, 2011.
  5. Из отчета Русского благотворительного дамского кружка православного прихода в городе Выборге за1901 год // Карельский перешеек. И Вера, и Надежда, и Любовь / ред, коллегия: Игнатий (епископ Выборгский и Приозерский) [и др.]; ред. Д. Семенов. – Выборг : Фаворит-Выборг, 2017. – С. 69.
  6. Крипатова Ю. И. Особенности отношений Православной церкви и гражданских властей Великого княжества Финляндского в XIX веке (на материалах Ленинградского областного государственного архива в г. Выборге) // III Международная научно-практическая конференция «Информационные ресурсы архива в изучении региональной истории». [Электронный ресурс]. URL: http://rkna.ru/attachments/article/1842/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4.pdf (дата обращения 4.10.22)
  7. Нет другого такого города на свете... / Сборник статей, докладов и переводов / Сост.: Э. Н. Абакшина и Н. А. Николаева; предисл. О. А. Ансберг. – СПб. : Реноме, 2022.
  1. Николаев А. С. Средневековый Выборг. История и предание. – СПб., 2015.
  2. Новоселова З. По страницам выборгской истории / З. А. Новоселова ; ГБУК ЛО «Выборгский объединенный музей-заповедник» (Выборг). – Выборг : [б. и.], 2018.
  3. Церковная история Выборга / Сост. И. В. Трохова. — СПб., 2007.
  4. Чупрова Е. Выборгские меценаты – служители культуры // Балтийский щит. – № 6(43), декабрь 2007 – январь 2008. – С. 23–28.
  5. ЛОГАВ. Ф. 320. Оп. 1. Д. 10.
  6. ЛОГАВ. Ф. 320. Оп. 1. Д. 12.
  7. ЛОГАВ. Ф. 320. Оп. 1. Д. 21.
  8. ЛОГАВ. Ф. 320. Оп. 1. Д. 31.
  9. ЛОГАВ. Ф. 320. Оп. 1. Д. 51.
  10. ЛОГАВ. Ф. 320. Оп. 1. Д. 84.

18. ЛОГАВ. Ф. 320. Оп. 2. Д. 30.

19. ЛОГАВ. Ф. 328. Оп. 1. Д. 11.

20. ЛОГАВ. Ф. 511. Оп. 1. Д. 2.


 

 


[1] Церковная история Выборга / Сост. И. В. Трохова. — СПб., 2007. – С. 176.

[2] Ныне ГАПОУ ЛО Выборгский политехнический колледж «Александровский».

[3] Николаев А. С. Средневековый Выборг. История и предание. — СПб. : Центр сохранения культурного наследия, 2015.

[4] Здесь и далее документы приведены с орфографией и пунктуацией того времени.

[5] Ленинградский областной государственный архив (далее – ЛОГАВ). Ф. 320. Оп. 1. Д. 10. Л. 5.

[6] Там же.

[7] Давыдова Я. Выборгское реальное училище. [Электронный ресурс]. URL: https://gazetavyborg.ru/news/vyborgskoe-realnoe-uchilische/ (дата обращения 30.09.22).

[8] ЛОГАВ. Ф. 320. Оп. 1. Д. 84. Л. 1–4.

[9] Из отчета Русского благотворительного дамского кружка православного прихода в городе Выборге за1901 год // Карельский перешеек. И Вера, и Надежда, и Любовь / ред, коллегия: Игнатий (епископ Выборгский и Приозерский) [и др.]; ред. Д. Семенов. – Выборг : Фаворит-Выборг, 2017. – С. 69.

[10] ЛОГАВ. Ф. 320. Оп. 1. Д. 10. Л. 23.

[11] ЛОГАВ. Ф. 320. Оп. 1. Д. 31.

[12] ЛОГАВ. Ф. 320. Оп. 1. Д. 10. Л. 22.

[13] ЛОГАВ. Ф. 320. Оп. 1. Д. 10. Л. 6.

[14] ЛОГАВ. Ф. 320. Оп. 1. Д. 12.

[15] В составе хозяйственного комитета были: директор, действ. стат. советник И. В. Беляев, члены: и. об. инспектора Н. В. Филимонов, преподаватели П. О. Забелин, В.В. Багуев и И. Н. Радашевич (Радзевич) [неразборчиво].

[16] ЛОГАВ. Ф. 320. Оп. 1. Д. 51. Л. 8.

[17] Там же.

[18] Зубанова С. Г. Социальное служение русской православной церкви в XIX веке. – М. : РГБ, 2011. – С. 91.

[19] Крипатова Ю. И. Особенности отношений Православной церкви и гражданских властей Великого княжества Финляндского в XIX веке (на материалах Ленинградского областного государственного архива в г. Выборге) // III Международная научно-практическая конференция «Информационные ресурсы архива в изучении региональной истории». [Электронный ресурс]. URL: http://rkna.ru/attachments/article/1842/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4.pdf (дата обращения 4.10.22).

[20] Записки городского священника // Приходская жизнь [Текст] : ежемесячный церковно-общественный литературный и нравственно назидательный журнал. - Ярославль : Ярославское епархиальное братство св. Дмитрия Ростовского. – 1911. – Январь. – С. 31.

[21] ЛОГАВ. Ф. 511. Оп. 1. Д. 2.

[22] Вехи выборгской истории. Учебное пособие по историческому краеведению : сборник статей. – Выборг, 2005. – С. 130.

[23] ЛОГАВ. Ф. 328. Оп. 1. Д. 11. Л. 1, 1 об.

[24] ЛОГАВ. Ф. 320. Оп. 1. Д. 21. Л. 29–38.

[25] ЛОГАВ. Ф. 320. Оп. 1. Д. 21. Л. 87.

[26] Там же, л. 99.

[27] Там же, л. 100.

[28] ЛОГАВ. Фонд Выборгского русского реального училища. Ф. 320. Оп. 2. Д. 30.

[29] Графиня Елизавета Николаевна Гейден была супругой Ф. Л. Гейдена, известной своим активным участием в делах милосердия (Российское Общество Красного Креста, община сестер милосердия Святого Георгия и др.

[30] Новоселова З. По страницам выборгской истории. – Выборг : [б. и.], 2018. – С. 309.

[31] Найти документы о А. Л. Шкурат-Шкуропацкой на настоящий момент не удалось.

[32] ЛОГАВ. Ф. 328. Оп.1. Д. 11. Л. 10. Письмо датировано 25 мая 1929 г., № документа 127.

[33] Чупрова Е. Выборгские меценаты – служители культуры // Балтийский щит. – № 6(43), декабрь 2007 – январь 2008. – С. 23–28.

[34] ЛОГАВ. Ф. 328. Оп.1. Д. 11. Л. 10.

[35] ЛОГАВ. Ф. 251. Оп. 1. Д. 998. Л. 9.

[36] ЛОГАВ. Ф. 328. Оп. 1. Д. 11. Л. 12.

[37] Зубанова С. Г. Социальное служение русской православной церкви в XIX веке. – М., РГБ, 2011. – С. 91.

[38] Нет другого такого города на свете... / Сборник статей, докладов и переводов / Сост.: Э. Н. Абакшина и Н. А. Николаева; предисл. О. А. Ансберг. – СПб : Реноме, 2022.