Методологические и архитектурно-педагогические исследования в процессуальном аспекте композиции на первом курсе кафедры «Интерьер и оборудование» Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной Академии им. А.Л. Штиглица.
ХХ век сформировал новую методологическую школу архитектурно-художественного формообразования.
На протяжении веков в архитектуре культивировались устоявшиеся приёмы композиции и образы в виде традиционных стилей и соответственно ориентированными архитектурно-педагогическими воззрениями.
Практика подготовки новых поколений проектировщиков, отличная от академических традиций, стала признанным достоянием мировой художественной культуры.
Процессуальный аспект композиции на первом курсе кафедры «Интерьер и оборудование» СПГХПА им. А.Л.Штиглица предполагает полноценный курс пропедевтики и ориентирован, в первую очередь, для формирования объемно-пространственной культуры.
Для решения этой задачи была разработана методическая система, предполагающую совокупность содержания средств и методов реализации теоретически обоснованных процессов обучения, воспитания и развития студентов архитектурно - дизайнерской кафедры.
Учебный курс Объемно-пространственной композиции направлен на непрерывный процесс личностно-ориентированной деятельности педагога и студентов, усвоение теоретических знаний по объемо - восприятию и объемо - воспроизведению посредством применения современных педагогических технологий.
В 60-х годах ХХ века основоположники курса Объемно-пространственной композиции (ОПК) в СПГХПА (ЛВХПУ) А.П. Павлов и А.С. Турин трактовали педагогический процесс, прежде всего, как эмоциональное, интуитивное и целостное видение конечного результата творчества. Психологическая моделировка объекта в пространственном восприятии, явилось основой проектно-педагогической методологии, превращающей объект проектирования в тему эстетического творчества, где объемно-пространственные модели служат логическим базисом архитектурно-проектного мышления.
Начало XI века отмечено совершенствованием процессуального аспекта композиции в методологических и архитектурно-педагогических исследованиях современной школы архитектурной композиции в СПГХПА им. А.Л.Штиглица.
Методика с применением историко-культурного анализа в Объемно-пространственной композиции органично включается в архитектурно-педагогический и архитектурно-дизайнерский процесс.
Сегодня практика подготовки новых поколений проектировщиков вобрала расширенный спектр изучения исторических предпосылок и аналогов новейшей архитектуры.
Говоря об аналогах новейшей архитектуры, необходимо вспомнить прежде всего творцов этой новейшей архитектуры Петера Беренса, Вальтера Гропиуса, Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ и основоположника северного модернизма Алвара Аалто.
Имя Алвара Аалто неразрывно связано со становлением финского дизайна. Мы говорим «дизайна» в полном смысле этого слова, имея в виду не «Школу ремесел» основанную в Финляндии в конце IX века, а совершенно новое архитектурно-художественное явление неразрывно связанное с личностью архитектора и дизайнера Алвара Аалто.
Аалто удалось воплотить своими работами новейшие модернистские черты дизайна в традиционной финской манере. Характерной чертой авторского стиля Алвара Аалто было отношение к своим работам как к «абсолютным произведениям искусства» (нем. Gesamtkunstwerk).
С этой позиции происходило проектирование и строительство такого замечательного памятника архитектуры и дизайна, как Выборгская библиотека.
Здание Выборгской библиотеки (Муниципальное автономное учреждение культуры "Центральная городская библиотека А. Аалто") считается вехой в истории современной архитектуры, ибо обозначает переход А. Аалто от национально окрашенного неоклассицизма к упрощённым формам регионального модернизма Северной Европы.
Именно здесь впервые проявилась уникальная черта его архитектурного стиля — сочетание строгостифункционализма и нежной плавности природных линий.
На практике мастер занимался не только объемно - пространственным проектированием самого здания, но и осмыслением и воплощением всех деталей — материала и цвета поверхностей, изменения освещения в течение дня, дизайна осветительных приборов, фурнитуры, остекления, обстановки.
Вскоре после возведения и открытия библиотека А.Аалто стала известна во всём мире как эталон библиотечного здания.
Учитывая возможность прямого доступа к прекрасному памятнику современной архитектуры, кафедра «Интерьер и оборудование» СПГХПА в лице преподавателей Тимонина В.П. и Горчанинова С.О. несколько лет организует пленэрные выезды студентов 1-го курса в г. Выборг для изучения творения Алвара Аалто в синтезе с архитектурной и природно- исторической средой места размещения общественного здания.
Пленэрно- семинарские занятия проводятся в рамках учебных рабочих программ «Основы композиции (Пропедевтика)» и «Архитектурно-художественная и монументально-декоративная композиция интерьеров».
По итогам лабораторно-экспериментальных работ проводятся выставки и семинары в лекционном зале здания МАУК "Библиотека А. Аалто" при активном содействии директора Рогозиной Е.С.
Такие выездные занятия открывают дополнительные возможности в особых условиях архитектурно-дизайнерской школы осуществления активных лабораторно- зкспериментальных разработок палитры выразительного языка архитектуры, оказывая влияние на реальное проектное творчество.
Таким образом, курс архитектурной пропедевтики (ОПК) реализует один из удачных способов объективизации содержания архитектурной композиции и методов обучения, повышению роли практических знаний, обобщающих профессиональный опыт признанных мастеров архитектуры и дизайна.
Учитывая сложившуюся весьма сложную современную обстановку в высшей школе в связи с недостаточностью профессиональной подготовки абитуриентов, поступающих в ВУЗ, архитектурная школа стоит перед труднейшей проблемой активного вовлечения учащегося в художественный мир архитектуры.
Выездные пленэрные занятия студентов, семинары, мастер-классы и выставки позволяют из житейских, зачастую неверных представлений, погрузить в среду профессионального - особых узко цеховых языковых диалектов и средств деятельности.
Объемно - пространственный анализ и детальный разбор тектонической структуры гениально спроектированного объекта, в сочетании с опытом формально-аналитического композиционного творческого метода, проявлением которого является пропедевтический подход, безусловно, полезен студентам для освоения методики научного познания мира, а также решения многих практических проектных задач сегодняшнего дня.
Несомненно, «…. что и в наступившем столетии она (авт. методика ОПК) останется надёжным инструментом в овладении мастерством архитектурной композиции применительно к проектировочным целям по преобразованию предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека. ….»
(Д. Л. Мелодинский, МАРХИ).
Тимонин Вадим Петрович профессор кафедры «Интерьер и оборудование» факультета «Дизайн» Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной Академии им. А.Л. Штиглица.
Санкт-Петербург
04 сентября 2015.г