М.Н.Колесникова, Е.В.Бахтина
Формирование компетенций дизайн-проектирования у будущих библиотекарей
Аннотация: В докладе рассматривается система формирования компетенций дизайн-проектирования у студентов библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного института культуры. В краткой форме представлено содержание учебной дисциплины «Архитектура и дизайн библиотек», а также содержание дизайн-проектов студентов-заочников.
Сегодня вполне очевидно, что библиотечная архитектура и дизайн – удел не только профессиональных архитекторов и дизайнеров. Планировка, оформление пространства современных библиотек нередко осуществляется самими работниками, которые, не будучи специалистами, достаточно успешно справляются с поставленными задачами, предлагая оригинальные, креативные решения создания нового облика своей библиотеки. Поэтому естественно, что при подготовке будущих библиотечных кадров с высшим образованием необходимо учитывать актуальные потребности библиотечной практики.
Как известно, с 2011 г. будущие библиотекари, обучающиеся в вузах, получают квалификацию бакалавров. Согласно требованиям образовательных стандартов в процессе их подготовки используется компетентностный подход. В его контексте в современных условиях значительный акцент сделан на освоение студентами компетенций, связанных с проектной деятельностью, в частности, готовности к участию в реализации комплексных инновационных проектов развития библиотечно-информационной деятельности (БИД), готовности к предпроектному обследованию библиотечных и информационных учреждений и др. (5, 6).
Формирование названных компетенций у бакалавров БИД происходит в процессе изучения разных дисциплин, таких, как «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Стратегическое управление библиотечно-информационной деятельностью», «Проектная деятельность библиотек», «Архитектура и дизайн библиотек» и др. Указанные дисциплины сосредоточены в рамках профиля «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», который ведет кафедра библиотековедения и теории чтения БИФ СПбГИК (3).
Учитывая тему данной статьи, обратим внимание на последнюю дисциплину, получившую особую популярность у студентов, выбравших профиль, и представить ее структуру, основное содержание и дидактические задачи по формированию компетенций дизайн-проектирования.
Цель дисциплины – сформировать у студентов знания, умения и навыки по организации пространства библиотеки.
Задачи дисциплины: обеспечить освоение основ теории и практики создания библиотечной архитектуры и дизайна; представить основные принципы формирования архитектуры общественных зданий, в том числе библиотек, их градостроительные, социальные, планировочные, нормативные основы проектирования; обучить специальным знаниям, умениям и навыкам композиции в дизайне интерьера библиотеки, его функционального, создания визуального образа библиотеки.
В содержании дисциплины предусмотрены следующие тематические разделы:
1. Введение в архитектуру. Теоретические основы дизайна.
2. Архитектура и проектирование библиотечных зданий.
4. Помещения библиотеки.
5. Интерьер библиотеки.
6. Графический дизайн библиотеки.
Поскольку подготовка бакалавров предполагает усиление практической составляющей, т.е. уверенное овладение ими комплексом умений и навыков, то кроме лекций, проводится значительное число практических интерактивных занятий.
В результате изучения дисциплины студент должен ознакомиться с прикладными основами библиотечного дизайна; разобраться в современных концепциях создания библиотечного пространства, научиться осуществлять зонирование и планировку помещений библиотеки, создавать благоприятный интерьер и комфортную внутреннюю среду библиотеки.
В процессе обучения студенты сначала знакомятся с теоретическими основами архитектуры и дизайна, получают общее представление о специфике этой области деятельности, осваивают профильную терминосистему. Далее они изучают архитектурные особенности отдельных зданий библиотек как объектов архитектурного проектирования, знакомятся с основными архитектурными стилями и профессиональными биографиями выдающихся архитекторов, среди которых особое место уделяется Алвару Аалто – наиболее выдающемуся специалисту в области строительства библиотечных зданий. В программу обучения включено обязательное посещение библиотеки Алвара Аалто в Выборге, являющейся выдающимся памятником библиотечной архитектуры. В качестве учебно-методического обеспечения дисциплины используется учебное пособие Е.В.Балашовой, М.Н.Колесниковой (Тищенко), А.Н.Ванеева (1).
Формирование проектных компетенций происходит также на лекциях и занятиях по проектированию помещений библиотек и созданию современного функционального интерьера с учетом строительных норм и правил (СНиП), ведомственных строительных норм (ВСН), а также нормалей планировочных элементов жилых и общественных зданий (НП).
В содержание практических занятий включена разработка эскиза здания библиотеки. Студенты формируют задание на проектирование и далее уже непосредственно создают эскиз. Определяется внешний вид и внутренняя планировка здания, в соответствии с требованиями государственных органов и пожеланиями заказчика.
На практических занятиях осуществляется дизайн-проектирование внутренних помещений библиотеки в режиме 3D-моделирования, выполняемое с помощью свободных версий он-лайн планировщиков интерьеров.
Помимо использования возможностей конструирования в виртуальной среде, студенты осуществляют дизайн-проектирование в виде компактных макетов на материальных носителях. Такой вид проектирования особенно привлекателен для студентов-заочников, имеющих среднее профессиональное (библиотечное) образование и обучающихся по ускоренной программе обучения. Они с большой тщательностью создают интерьеры для помещений библиотек, существующих в реальности. Работы отличаются профессионализмом исполнения и достоверностью, так как студенты-заочники в основном - сотрудники библиотеки. Также следует отметить, что большинство студентов являются выпускниками Санкт-Петербургского техникума библиотечных и информационных технологий и уже изучали в период обучения в нем дисциплину «Библиотечный дизайн», получив необходимые базовые знания для дальнейшего развития своей компетентности в этой области.
В мае 2015 года в рамках молодежного фестиваля «Библиофест» на территории библиотеки СПбГИК проходила выставка этих проектов, которая вызвала интерес не только у студентов и преподавателей института, но и у приглашенных гостей – библиотекарей-практиков. Данная выставка была посвящена памяти выдающегося советского библиотековеда В.Ф.Сахарова, на протяжении всей своей жизни занимавшегося вопросами дизайна и проектирования библиотечных помещений [2]. В конце 1950-х гг. ученый предложил восстановить библиотеку А.Аалто как библиотеку, в которой будет внедрена система открытого доступа, которую он так горячо пропагандировал. К сожалению, это предложение не было поддержано [4].
Среди студенческих дизайн-проектов наиболее интересными оказались следующие.
Проект реконструкции конференц-зала Библиотеки Российской Академии Наук был выполнен в режиме 3D-моделирования Марией Солоповой. Студенткой предложен полный арсенал современных средств дизайна, гармонично сочетаемых с общим достаточно непростым стилем здания.
Также в режиме 3D-моделирования выполнен дизайн-проект научно-технической библиотеки Центрального научно-исследовательского и опытно-конструкторского института робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК) Заезжалкиной Элеонорой. Проект создан с учетом специфики деятельности и контингента пользователей библиотеки научно-исследовательского института.
Татьяна Кохан представила дизайн-проект библиотеки гимназии № 51 Красносельского района (выполнен в виде эскиза), открытие которой планируется в сентябре 2016 г. Ценность этого проекта заключается в том, что автору пришлось фактически с самого начала участвовать в формировании пространства будущей библиотеки, определяя основные функциональные зоны и их оформление.
Проекты Элеоноры Заезжалкиной и Татьяны Кохан положены в основу их будущей выпускной квалификационной работы.
С точки зрения профессионалов эти студенческие работы, наверное, не безупречны. Но, на наш взгляд, главное, что должно в них оцениваться – энтузиазм и творчество студентов, неравнодушных к библиотекам. И очевидно, что когнитивная, деятельностная, мотивационная стороны компетенций дизайн-проектирования в результате освоения ими дисциплины «Архитектура и дизайн библиотек» сформированы на достаточно высоком уровне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балашова Е. В. Библиотечный дизайн: учеб. пособие / Е. В. Балашова, М. Н. Тищенко, А. Н. Ванеев. – М.: Гардарики, 2004. – 288 с.
2. Бахтина Е.В. Библиотековед, педагог и общественный деятель В.Ф. Сахаров (1901 - 1986) реконструкция научной биографии : дис. ... канд. пед. наук : 05.25.03 / Е.В.Бахтина; Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. Санкт-Петербург, 2014. – 316 с.
3. Брежнева В. В. Профильная подготовка бакалавров по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» в СПбГИК / В.В. Брежнева В.В., М.Н.Колесникова, Д.А.Эльяшевич // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Т.205. Непрерывное библиотечно-информационное образование : науч. – метод. конференция памяти В.А.Минкиной, 19-20 марта 2015 г. / СПбГУКИ ; ред.- сост. В.В.Брежнева, Т. В. Захарчук, А. А. Грузова. - Санкт-Петербург, 2015. – С.24-31.
4. Володин Б.Ф. Явление Аалто в России / Б.Ф.Володин // Библиотечное дело. – 2003. - № 11. – С. 34-38.
5. Колесникова М.Н. Менеджер библиотечно-информационной деятельности как дизайнер библиотеки / М. Н. Колесникова // Библиотечное дело-2013: библиотечно-информационная деятельность в современной системе информации, документных коммуникаций и культуры : Скворцовские чтения : материалы 18-й междунар. науч. конф., 24-25 апр. 2013 г.) / МГУКИ. – Москва, 2013. – Ч.1. - С.70-72
6. Колесникова М.Н. Размышления о подготовке бакалавра библиотечно-информационной деятельности / М. Н. Колесникова // Библиосфера. – 2012. - № 2. – С.72-74