Перейти к основному содержанию
Табурет Аалто

3 февраля 2023 года исполнилось 125 лет со дня рождения Алвара Аалто и 90 лет его знаменитому табурету

К этому событию мы подготовили перевод отрывка главы «Табурет, доведенный до совершенства» из книги Гёрана Шильда «Алвар Аалто. Его жизнь» Предлагаем его вашему вниманию.

Задача Аалто состояла в том, чтобы изобрести особый тип мебели, для которого подходит береза, самый дешевый и легкодоступный мебельный материал в Финляндии. Береза жестче бука и обладает другими характеристиками, которые проявляются только при совершенно иной обработке. Однако для этого ему сначала нужно было ознакомиться со свойствами своего материала. У Аалто не было ни времени, ни желания последовать примеру учеников Баухауза, и начать строгать и вырезать, чтобы открыть истинную природу березы. Как архитектор, он привык иметь помощников, которые помогали бы ему, и поэтому он поручил Корхонену проводить свои эксперименты с деревом. Их первой победой стало впоследствии знаменитое кресло Paimio и прилагавшийся к нему маленький столик. Здесь Аалто применил свойства формованной фанеры для изготовления узких рам из ламинированного и клееного дерева. К этой жесткой раме он прикрепил формованные планки из фанеры: одну изогнутую, пружинистую деталь для сиденья и спинки, две плоские для изготовления стола. Конструктивная идея кресла Paimio явно восходит к стулу Марселя Брейера «Василий». Вскоре Аалто пришла в голову идея поднять изгиб ножек, тем самым образовав подлокотники кресла, в то время как он закрепил сиденье пониже, чтобы закрепить изгиб на месте. Так появилось знаменитое пружинящее кресло Aalto, первая версия которого имела комбинированное сиденье и спинку, похожие на кресло Paimio. С годами это кресло, которое Аалто вскоре изготовил в многочисленных вариантах, стало, пожалуй, самым почитаемым вкладом Аалто в современный дизайн мебели.

Кресло Paimio

Сам Аалто, однако, считал другое из своих изобретений гораздо более важным. Можно сказать, что после многих применений принципа формованной фанеры, которые они с Корхоненом испробовали, он настолько хорошо ознакомился с потенциалом как материала, так и метода ламинирования, что его собственный изобретательский гений наконец смог проявить себя. Идея состояла в том, чтобы расщепить древесину только в тех местах, где ее нужно было согнуть, а в остальном позволить ей сохранить свою компактность и несущую способность. Ножка табурета, верхний конец которой плавно изгибается на 90 градусов и крепится шурупами прямо к нижней части сиденья, была первой в серии «классических заказов», как окрестил их Аалто. Ибо, если есть какая-то причина называть ножку стула младшей сестрой колонны, логично последовать примеру древних греков, сочетая форму капителя со стилем, который он порождает. Аалто считал изобретение табурета с L-образной ножкой настолько важным, что подал заявку на её патент, который он получил в Скандинавии и Великобритании, но не в Германии, где власти утверждали, что идея была слишком близка к ранее выданным патентам.  Простая изогнутая ножка стула была «дорическим ордером» Аалто; примерно в 1947 году он создал Y-образную ножку, в которой расщепленная часть поворачивается в двух направлениях, образуя угол, и в 1954 году появилась Х-образная ножка, в которой клиновидные ламели расходятся веером. Мебель, которую он спроектировал в 30-е годы, остается непревзойденной и до сих пор производится серийно.

Табурет

Дизайн мебели был важной главой в развитии Аалто, поскольку он решил его финансовые проблемы и проложил путь к его международной славе. В отличие от зданий, мебель можно перевозить и демонстрировать на выставках в оригинале. Миланская триеннале 1933 и 1936 годов, а также выставки в Лондоне в 1933 году, Цюрихе в 1934 году и Нью-Йорке в 1938 году создали Аалто международную репутацию дизайнера и архитектора.

Возможно, самое важное последствие его дизайна мебели еще предстоит обсудить. Густав Стренгель осознал это еще в 1934 году, когда написал в "Хельсингфорс Джорнэлен": "Аалто не только открыл новую и оригинальную технику (для изготовления мебели), но в то же время логически вывел из нее столь же новую и оригинальную архитектурную идиому". Можно привести два ранних примера: горизонтальные выступы, которые образуют уровень солярия в санатории Паймио, имеют округлые формы того же типа, что и изгиб дерева в кресле Паймио, в то время как скульптурный деревянный потолок в аудитории библиотеки Выборга также заимствован из экспериментальных деревянных рельефов, сделанных в 1931 году. Это расширение мотивов от дизайна мебели до полного архитектурного масштаба повторяется во многих формах в более поздних зданиях Аалто. Волнистый, похожий на змею мотив занимает весь фасад, как в общежитии Массачусетского технологического института в Бостоне. Несущий каркас его мебели превращен в бетон, о чем свидетельствуют несущие балки крыши в церкви Риола. Точно так же веерообразная ножка коринфского стула придает свою форму своду Вуоксенниской церкви и алтарю Вольфсбургской церкви.

коринфский стул

Вуоксеннская церковь

Позже Аалто действительно использовал свои деревянные рельефы как таковые для стен аудиторий и концертных залов под акустическими предлогами; мы видим это в Институте международного образования в Нью-Йорке, а также во Дворце Финляндия и Эссенской опере.

Таким образом, эластичность древесного волокна и сенсорные качества древесины показали Аалто путь к освобождению от рационалистического формализма во второй половине 1930-х годов и созданию собственной естественной архитектуры.

С этой мебелью, которая сегодня используется не только для эксклюзивных интерьеров дизайнерами, чувствительными к требованиям обстановки, но и для бесчисленных обычных домов, школ, кафе и офисов, Аалто реализовал амбиции реформаторского движения 30-х годов: создать рациональную, привлекательную и недорогую серийную мебель для повседневного использования. Сын Отто Корхонена Пааво рассказал мне, что когда Аалто и его отец изготовили первый образец трехногого табурета Aalto, они бросали его на пол мастерской, чтобы проверить его прочность. Воодушевленный успешным результатом, Аалто воскликнул: "Этот табурет будут делать тысячами!" Даже с его пресловутым оптимизмом он не мог мечтать, что через 90 лет табурет Аалто будут изготавливать миллионами.