«Воспитать человека в человеке»: к 135-летию со дня рождения А. С. Макаренко
«Воспитать человека в человеке»: к 135-летию со дня рождения российского педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко (1888-1939) – 13 марта
В небольшом городке Белополье Харьковской губернии 13 марта 1888 года в семье железнодорожного работника родился мальчик, которому суждено было вписать свое имя в историю мировой педагогики. Антон рос болезненным мальчиком, но очень любящим чтение. Авторитета у местной детворы не прибавляли ни близорукость юного Макаренко, ни его образ «всезнайки».
Переехав с семьей в Крюков, Антон поступил в Кременчугское училище, которое блестяще окончил в 1904 году. Всерьез задумавшись о будущей профессиональной деятельности, он записался на педагогические курсы, успешное окончание которых дало ему право на преподавание в начальных классах.
Макаренко сразу же приступил к работе в родном Крюкове, но очень быстро осознал, что ему не хватает полученных знаний. Тогда он поступил в Полтавский учительский институт.
Переехав в Москву, Антон Семенович продолжил свою деятельность. Вместе с супругой он написал знаменитую «Книгу для родителей», в которой подробно описал основные педагогические идеи.
Выдающиеся достижения Макаренко в области воспитания и, в частности, перевоспитания беспризорников и трудных подростков, позволили ему стать одной из значимых фигур в мировой педагогике.
В 1920 году Губернский отдел народного образования предложил 32‑летнему педагогу возглавить трудовую колонию для несовершеннолетних преступников под Полтавой. Первые месяцы жизни колонии прекрасно описаны в «Педагогической поэме»: разруха, голод, тиф, бандитизм и полное отсутствие понимания, как работать с непростыми подростками. Макаренко, сугубо городской житель с плохим здоровьем, привыкший к комфорту, светским беседам и игре на скрипке, уехал в село под Полтавой, добровольно согласился делить крышу с недавними взломщиками, грабителями.
Решительность Антона Семеновича сдвинула ситуацию с мертвой точки - подростки увидели сильные эмоции педагога, видимо, его гнев стал для них знаком неравнодушия, которое, возможно, они встретили впервые в своей жизни.
Гениальность педагогической концепции Макаренко заключалась в её простоте. Его первым и нерушимым правилом было никогда не вспоминать о прошлом колонистов. Макаренко не исправлял своих хлопцев, он учил их, как можно жить по-другому. И главным его инструментом был честный совместный труд, не оставляющий времени ни на что другое. Он создал внутри колонии собственную управляемую демократию и самое настоящее проектное производство - об этом прекрасно написано в «Педагогической поэме».
Ко дню рождения великого педагога А. С. Макаренко на абонементе библиотеки А. Аалто подготовлена книжная выставка «Воспитать человека в человеке», на которой представлены его труды.
Не забывайте билет читателя!