Перейти к основному содержанию
Книги с выставки

Жизнь моя принадлежит театру: к 200-летию со дня рождения русского писателя и драматурга Александра Николаевича Островского (1823-1886) – 12 апреля

Сегодня литературный мир празднует юбилей великого русского драматурга Александра Николаевича Островского. Родился он в Москве на Малой Ордынке. Его мать, Любовь Ивановна, была добродушной и жизнерадостной женщиной, однако умерла рано, когда мальчику не исполнилось и девяти. Отец его, Николай Федорович, усердно занимался воспитанием сына и хотел видеть в нём юриста. Однако такая перспектива не привлекала молодого Островского – в 1843 году он уходит с юридического факультета Московского университета, после чего всё же поступает на службу в Совестный, а затем в Коммерческий суд. Крестьяне, мещане, купцы, дворяне – с кем только не приходилось работать Александру Николаевичу! Судебные разбирательства стали мотивом к совершению Островским первых шагов в литературе.

Одной из самых ранних становится пьеса «Несостоятельный должник», опубликованная в 1847 году в «Московском городском листке». Именно она легла в основу дебютной комедии «Свои люди – сочтемся!» (1849). Обличительный характер ранних произведений Островского привлек внимание не только широких масс, но и цензуры. Многие из них находились под запретом на протяжении нескольких лет.

В более зрелом возрасте из творчества писателя уходит дух отрицания, уступая место сатире. «Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас», - писал Островский Михаилу Погодину, издателю журнала «Москвитянин». Его перу принадлежат блестящие комедии: «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Бешеные деньги» (1869), «Лес» (1870), «Волки и овцы» (1875), а также гениальная трилогия, впоследствии воплощенная в знаменитом фильме «Женитьба Бальзаминова» (1964).

Одна из самых известных пьес Островского – драма «Гроза» (1859) тоже была подвержена критике. В замужней женщине, полюбившей другого и трагически не сумевшей пережить свой грех Николай Добролюбов увидел едва ли не революционерку. В статье «Луч света в темном царстве» критик придал Катерине героические черты борца с «темным царством», имея в виду всю царскую Россию. Однако в психологической драме автор заложил глубинный смысл – борьбу долга с влечением. Эта идея прослеживается и в более поздних произведениях других русских писателей, например, в романе Льва Толстого «Анна Каренина» (1878).

Прототипом главной героини «Грозы» была Любовь Петровна Косицкая. Выросла она на Волге в семье крепостных, в 16 лет сбежала из дома, чтобы стать актрисой. Ко времени знакомства с драматургом Любовь Петровна уже была знаменитостью. В её исполнении Островский впервые услышал со сцены свою пьесу. Это была комедия «Не в свои сани не садись» (1852), выбранная актрисой для бенефиса. Впоследствии это произведение стало любимым у писателя.

К юбилею А. Н. Островского на абонементе библиотеки А. Аалто подготовлена выставка «Жизнь моя принадлежит театру», состоящая из двух разделов: «Драматургия» и «Литературоведение». Вы найдете интересные статьи о жизни и творчестве драматурга, а также сможете узнать о наличии в библиотеке и содержании изданий по теме с помощью рекомендательного указателя.

Не забывайте билет читателя!