Практика совместного чтения в многодетной семье.
Эссе.
Я выросла в атмосфере, где умение читать и любовь к чтению настойчиво транслировались как неоспоримая добродетель (вспомним Маяковского и "хорошего мальчика", который "тычет в книжку пальчик"), поэтому нет ничего удивительного в том, что своих детей я захотела, как можно раньше научить читать, ведь впереди были необозримые дали художественной литературы. Когда моему первенцу исполнился год, я радостно побежала покупать на лотках не развивающие игрушки, а детские книжки с хорошими иллюстрациями - так мне хотелось привлечь ребёнка к такому замечательному предмету - книге. Дочка полюбила чтение и относительно быстро освоила этот навык.
Я стала задумываться о семейном чтении тогда, когда появились ещё двое детей, ведь теперь читать надо было и с ними тоже. Но если старшая дочь с охотой вовлекалась в мир книги, то мальчиков нельзя было назвать прилежными книголюбами.
Тогда, больше интуитивно, я стала практиковать совместное чтение после обеда- читала книги, ориентированные на старшего ребёнка, в первую очередь - доведя это время до ежедневного ритуала. В процессе становления этого семейного ритуала я стала задаваться вопросом, а зачем я хочу, чтобы мои дети не просто читали, а любили чтение. Некоторыми своими соображениями на этот счёт я хотела бы поделиться.
Попробую утверждать, что в наши дни чтение пребывает в ранге самостоятельной ценности. Армия взрослых борется за то, чтобы дети читали, любыми средствами.
Я же задумалась о том, что чтение в первую очередь - средство, а не цель. У любви к чтению есть и существенные минусы, кроме очевидных плюсов: замкнутость в пространстве художественного текста, изоляция от реальной жизни и реальных взаимоотношений, уход в себя.
Однако ценность именно семейного чтения - в совместных переживаниях, совместном опыте размышления, передаче ценностей от родителей детям. Узнавание друг друга и мира в процессе неторопливого чтения - это бесценный опыт для любой семьи. "Глотать книги" позволительно первопроходцам джунглей литературы, формирующимся читателям, но этому процессу "глотания" книг должен быть обязательно противопоставлен процесс медленного вдумчивого чтения. Хорошо, когда благодаря совместному чтению у детей и родителей разовьётся навык делиться мыслями и чувствами, совместно прогнозировать ситуацию, формулировать вопрос, решать возникшую задачу, узнавать новое, находить правильное слово для мысли, понимать другого. В таком случае чтение - это мощный инструмент, которым нельзя пренебрегать.
Своим мыслям я нашла подтверждение, услышав на одной из конференций, посвящённых семейному обучению, про методику обучения Шарлотты Мейсон. Меня заинтересовал термин "живые книги" и тот факт, что родитель читает вслух всем детям одновременно тщательно выбранное произведение, которое должно пройти проверку на истинную ценность по следующим пунктам:
Ш. Мейсон была ярой противницей адаптированной для детей "слащавой" и неглубокой литературы, которую она называла словом "сюсюк". Она была уверена, что дети способны воспринимать серьёзные книги на своём уровне, им необходимо предоставить лучшие образцы прозы и поэзии, показать "правильную" интонацию чтения.
Отдельное место в теории Ш. Мейсон занимают "Живые книги". Это художественные книги, в которых живым языком, образно даётся информация о великих личностях, явлениях природы, животном мире, географии. Эти книги тоже нужно читать вслух или самостоятельно, а после пересказывать впечатлившие отрывки. Во время пересказа нельзя перебивать ребёнка, он должен сам рассказать то, что его больше всего "зацепило". Конечно, чтение "живых книг" преследует прежде всего образовательную цель, но не менее важное место занимают и книги "для удовольствия".
Что интересного мы прочли вместе:
Б. Житков, "Что я видел". "Что бывало"
Л. Толстой "Рассказы для детей"
Л. Инглз-Уайлдер серия повестей "Маленький домик"
М. Пришвин
В. Бианки
А. Толстой "Детство Никиты"
Ф. Бёрнетт "Таинственный сад"
Н. Гернет "Сестрёнка"
Верейская "Три девочки"
М. Сизова "История одной девочки" (о жизни балерины Улановой)
Дж. Свифт "Гулливер"
Д. Дефо "Робинзон Крузо" (полную версию, 7-летнему сыну очень понравилось, хотя мне чтение вслух далось порой непросто)
Йорн Риэль "Мальчик, который захотел стать человеком"(подростковая историческая повесть на пробу)
К. С. Льюис "Хроники Нарнии"
В. Осеева "Васёк Трубачёв и его товарищи" (трилогию)
А. Линдгрен "Мумми-тролль и комета", "Шляпа волшебника" (перечитаны по несколько раз)
Бр. Джейкс "Воин Редволла", "Война с Котиром", "Поход Матиаса"
Как мы читаем? Обычно это происходит после обеда, за тем же столом, иногда ещё и вечером, если книга интересная и её хочется быстрее прочесть. Во время чтения дети могут тихо рисовать, что-нибудь собирать из лего, но чаще всего я прошу просто сидеть лежать и слушать. Иногда дети спрашивают значение незнакомого слова, иногда интересуются, почему маме смешно или, наоборот, грустно читать какие-то моменты. Если по книге есть фильм или мультик, мы смотрим его и сравниваем.
Сейчас процесс слушания -чтения я могу смело назвать одним из любимых видов времяпровождений в нашей семье. Что сделало его таким? Одним из первых факторов могу назвать любовь к чтению хотя бы у одного взрослого, который искренне вовлечётся в любой сюжет, для ребёнка ли или для взрослого написанный. Дети по природе своей склонны подражать нам, копировать наше отношение к жизни и её реалиям. Могут они и перенять любовь к чтению и книгам.
Во-вторых, настойчивое регулярное чтение вслух формирует устойчивую привычку слушать, а у чтеца выразительно доносить текст.
Ну и, конечно, издания с хорошими иллюстрациями дополняют словесные образы.
Возвращаясь к размышлениям о том, зачем я хочу увлечь своих детей чтением, поделюсь такой своей мыслью: Мне хочется, чтобы когда мои подросшие дети столкнутся с реальными жизненными трудностями, они побежали не к любимой книге. Я надеюсь, что они придут ко мне, ведь у нас уже так много будет пережито вместе, благодаря совместному чтению. Мы станем, я надеюсь, друг для друга открытыми книгами. А что в жизни может быть ценнее?