Семейные уроки мастерства, как средство привлечения к чтению
«Совместный труд для моей пользы объединяет!»
Кот Матроскин
Агеева Маргарита Викторовна
библиотекарь ЦРБ им. С.С. Гейченко
СПб ГБУ «ЦБС Петродворцового района Санкт-Петербурга,
Почетный работник общего образования РФ
Цель проекта: создание в библиотеке семейного чтения творческой привлекательной атмосферы для тесного общения и взаимодействия детей и родителей в ходе работы семейных мастер-классов «Мастерилки»
Задачи:
- популяризация чтения и лучших образцов детской литературы как классической, так и современной;
- раскрытие фонда и других возможностей библиотеки для более тесного взаимодействия в системе: читатель-ребенок – читатель-родитель – книга – библиотека;
- обучение участников мастер-классов самым простым навыкам творческой работы по изготовлению предметов ДПИ, развитие мелкой моторики в ходе выполнения творческих работ;
- возрождение традиций семейного чтения.
В 90-е годы отечественные социологи приводили цифры статистики о том, что в среднем ребенок школьного возраста и его родители – самые близкие люди – общаются непосредственно между собой 8 минут в день. Цифра эта часто приводилась изумленным родителям на общешкольных собраниях и удивляла, а потом ужасала своей конкретностью и мизерностью. В ноябре 2019 года на одной из дискуссионных площадок VIII Международного культурного форума была озвучена новая цифра, сократившая время общения родителя и его ребенка до 2 минут в сутки.
Проблема разобщения и дефицита общения сегодня как никогда актуальна и поэтому пути ее решения ищем мы все на самых разных уровнях.
Возможно, одним из путей эффективного решения этой проблемы и может стать возрождение традиций семейного чтения. Потому одной из насущных целей реализуемой нами в течение пяти лет программы «Мастерилки» для детей и их родителей, создание в библиотеке семейного чтения творческой комфортной и привлекательной атмосферы не только для чтения и работы мастерской, но и для более тесного контакта между маленькими читателями, их родителями, другими членами семьи.
В ноябрьском номере известного периодического издания «Справочник руководителя учреждения культуры» среди 10 креативных практик, привлекающих посетителей в библиотеку, автор статьи Илья Роговенко - директор одной из московских библиотек, работу творческих мастерских и мастер-классы ставит на первую позицию, называя первооткрывателями в этой сфере деятельности коллег из библиотек Великобритании [1]. Не вступая в полемику с автором публикации по поводу пальмы первенства в этом вопросе, можно с уверенностью сказать, что практика проведения мастер-классов в наших библиотеках существует достаточно давно.
Наши «Мастерилки» для детей и их родителей проводятся уже почти пять лет, на протяжении которых этот формат показал свою полную востребованность и эффективность в привлечении к чтению вообще и к семейному чтению в частности.
Исходя при планировании и организации любых событий, происходящих в пространстве библиотеки, из принципов книго- и литературоцентричности, тематика наших мастер-классов также определяется этими принципами. Книга, ее герои – непременные участники всех, происходящих в пространстве творческой мастерской событий. Предварительный сбор участников мастер-классов происходит в зоне детского чтения, у книжных стеллажей и выставочных стендов.
Сам мастер-класс непременно начинается с небольшого библиографического обзора, в ходе которого в зависимости от выбранной темы библиограф или библиотекарь в доступной для маленьких читателей форме рассказывает о тех книгах, которые так или иначе связаны с тем, что дальше будет происходить в мастерской.
Нужно отметить, что мы постоянно учимся у наших маленьких читателей и меняемся и растем вместе с ними. Изначально на стеллажах в мастерской были выставлены многочисленные издания о различных техниках декоративно-прикладного искусства и рукоделия, но, как показала практика, не смотря на красочность и довольно высокое качество издания этой литературы, конкуренции с видео в интернете она не выдерживает и спросом пользуется уже небольшим.
А вот книги, о которых ведет рассказ сотрудник библиотеки в начале мастер-класса, редко возвращаются в этот день на свои полки, а чаще всего выдаются участникам. С учетом этого и путь в мастерскую и из нее проложен мимо детской кафедры, где ребят и их родителей ждут не только представленные, но и другие книги. Здесь выделена и особая часть фонда «от 0 до 5» «Родители читают детям».
Нужно и важно отметить, что за годы постоянного проведения «Мастерилок» – а это практически каждая суббота или воскресенье кроме июля-августа - сложилась вполне постоянная, хотя и абсолютно открытая группа их участников. Возраст детей составляет, как правило, от 3 до 9 лет, взрослых – не имеет установленных границ.
Дети в этом возрасте, если взять нижнюю границу – от 3 лет - только овладевают техникой чтения. Выдающийся советский педагог Василий Александрович Сухомлинский отмечал, что «книга имеет большую роль в духовной жизни детей, но только тогда, когда ребенок умеет хорошо читать»[1], то есть хорошо владеет техникой чтения. Конечно, большая часть юных участников наших «Мастерилок» еще не владеет техникой чтения в совершенстве, но видя в библиотеке красивые книги, их востребованность более старшими детьми – самые авторитетные примеры для подражания – и взрослыми, маленькие читатели проникаются мыслью о том, что книга – это важно, это нужно, это красиво и интересно всем.
Увлекательный рассказ-рекомендация библиотекаря о книге, ее героях, частично о сюжете, также способствует возникновению интереса к чтению, как у детей, так и у взрослых участников мастер-классов. Непосредственная связь тематики творческой работы с литературным произведением и его героями почти всегда приводят к тому, что книга уходит с книжной полки в гости к семье читателей.
Творческие мастерские всегда проходят в форме открытого диалога, связанного, в первую очередь, с темой работы. На вопросы отвечают не только дети, но и взрослые, которые часто совсем не прочь блеснуть эрудицией перед аудиторией. В такие диалоги библиотекари умело вставляют информацию о книгах, которую иногда сложно донести другим путем. Родители слушают, как отвечают на вопросы их и чужие дети, наблюдают, как дети общаются в социуме, невольно сравнивают их между собой. Конечно, читающие дети обычно выгодно отличаются от менее начитанных сверстников, что, несомненно, является фактором дополнительной мотивации родителей к привлечению собственных детей к чтению, в первую очередь, к семейному.
Кроме того, стоит отметить, что если в начале реализации проекта родители чаще всего старались посадить ребенка в мастерской и оставить его на время занятия на попечение сотрудника библиотеки, то теперь традиции сложились так, что в мастерской чаще всего работают семьями. Многие дети приходят по очереди с мамами, папами, братьями, сестрами, бабушками и дедушками. Таким образом, мы – сотрудники библиотеки - постепенно знакомимся с целой семьей и имеем возможность давать рекомендации и руководить процессом семейного уже чтения.
Участия в работе мастерских пап следует отметить особо. Это самые заинтересованные и креативные участники и помощники. Наблюдать за общением пап и детей всегда очень интересно. Бабушки и дедушки – тоже особенный контингент участников. Бабушки чаще других взрослых увлекаются процессом творчества так, что забывают о том, что привели на «Мастерилки» внуков.
Библиотека имени С.С. Гейченко ведет большую работу с детскими садами и начальной школой, поэтому часто можно наблюдать картину, как ребенок знакомит сопровождающего его члена семьи с библиотекой, книгами: ведет за руку со словами «Я здесь все знаю!» и проводит целую экскурсию изумленному взрослому посетителю, которого удивляет уже сам факт того, что библиотека, оказывается, вообще еще работает!
Чаще всего, в библиотеку приходят люди читающие. Они быстро понимают преимущества библиотеки перед книжными магазинами. Комплектование у нас прекрасное, благодаря многолетней работе по обеспечению финансирования этих расходов Отдела культуры администрации Петродворцового района и ЦБС Петродворцового района в лице директора Жуковой Т.Н. Осознав возможность значительно сэкономить расходы семейного бюджета за счет услуг библиотеки, посетители довольно быстро переходят в разряд читателей.
При этом должников среди участников «Мастерилок» практически нет, что объясняется их постоянными регулярными визитами в библиотеку по выходным.
В наших мастерских царит атмосфера творчества и свободы. Задание всегда подразумевает некую основу – обязательную часть и творческую надстройку, в которой участники имеют возможность воплотить все свои фантазии. Именно поэтому все работы получаются разными, индивидуальными и авторскими, не похожими друг на друга.
В ходе творческого общения и совместной работы происходит обмен опытом. Задания стараемся давать не сложные, но интересные и, конечно, выполнимые для всех участников. Главное здесь – атмосфера успеха. Каждый участник – независимо от возраста и умений – должен выйти с готовой работой и осознанием того, что она удалась. Тогда и организаторы довольны, и библиотека становится территорией Успеха, привлекательной и комфортной средой, а чтение – не вышедшим из моды процессом, а возможностью общаться и взаимодействовать друг с другом не только в мастерской, но и дома в теплом семейном кругу: за книгой, рукоделием или другими общими занятиями.
Взрослые участники «Мастерилок», видя бескорыстие библиотекарей и адекватность других участников нередко предлагают свои услуги по проведению следующих мастер-классов. Так из одного такого предложения вырос библиотечный проект "Книга сказок" — авторский проект преподавателя литературы и фольклора Юлии Кириенко.
Каждая сказка в цикле семейных встреч даётся как ядро семантического поля, в котором взаимодействуют смежные образы и тексты, интерпретации и инсценировки, разные виды искусств (театр, музыка, живопись, прикладное искусство). Сказки становятся волшебными ключами к культурным пластам разных эпох и народов, к тайнам внутреннего мира человека.
Каждая встреча - погружение в сказку — интерактивное занятие с элементами театрализации, сказкотерапии, рукодельного мастер-класса и литературоведческой беседы. Участники мастерят сказочных героев и волшебные талисманы, разыгрывают сказки в настольном театре, рассматривают красивые книги, беседуют о литературе и психологии, учатся общаться, слушать, писать и рисовать иллюстрации, раз за разом создавая уникальную собственную Книгу сказок.
У этих встреч очень удобный семейный формат: в игре равноправно участвуют родитель и ребенок. Благодаря участию и поддержке родителя, ребёнок чувствует себя защищенным и смело ныряет в новое пространство — так увеличивается зона его ближайшего развития. Проект был высоко оценен коллегами в Санкт-Петербурге.
Иногда мы пользуемся предложениями профессионалов-мастеров. Часто такими мастерами становятся сами писатели или художники-иллюстраторы. Петергофская художница Анастасия Серова провела уже не один мастер-класс. Герои ее книг прочно поселились не только в нашей библиотеке, но и дома у наших читателей.
Высшей похвалой, подтверждением нужности и важности работы нашей творческой мастерской стало не только постоянное увеличение количество участников (вынуждены были ввести предварительную запись), но и рефлексивное отражение посещения библиотеки нашими маленькими читателями. Например, после занятий с библиотекарем Марией Сергеевной Жироховой дети, по рассказам воспитателя, самостоятельно организовали в детском саду игру «В библиотеку», куда и перенесли все полученные знания и умения. По рассказам родителей, после посещения библиотеки дети зачастую целенаправленно ведут их уже не в игрушечный, а в книжный магазин. Неоднократно участники наших «Мастерилок» выбирали темы своих школьных «проектов», связанные непосредственно с библиотекой.
Конечно, нам бы очень хотелось верить, что все участники наших творческих мастерских, как взрослые, так и дети уже никогда не расстанутся ни с книгой, ни с семейным чтением, но, по словам композитора Густава Малера «Традиция – это передача огня, а не поклонение пеплу». Величайшее изобретение человечества, каким, несомненно, является ИНТЕРНЕТ – лишило нас необходимости обращаться к книге, но любовь и уважение к ней мы можем и должны нести и передавать дальше, и делать это всеми доступными и возможными для библиотеки средствами.
1. Роговенко, И. 10 креативных практик, которые привлекают посетителей в библиотеку / Илья Роговенко // Справочник руководителя учреждения культуры.- 2019.- 311. – С.88-93.
2. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т. Т.1. / В.А. Сухомлинский .- Москва: Педагогика, 1979. – 560с.