Перейти к основному содержанию

Школа начинающего писателя: ленинградская литературная группа «Резец», 1920-1930 гг.

 

Туманян Ани Ваноевна, библиограф, Библиотека семейного чтения имени Ю. Инге СПбГБУ «ЦБС Петродворцового района города Санкт-Петербург».

Исторические события 1920–1930-х годов серьезно повлияли на многие сферы жизни общества.

Литература в эти годы выполняла, кроме всех прочих, и идеологическую функцию: появился спрос на произведения, которые могли бы служить инструментом в воспитании «нового» гражданина.

Можно предположить, что в этот период в СССР не было ни одного завода или фабрики, где не выпускалась бы своя стенгазета или не собирался бы кружок рабкоровцев (рабочий корреспондент, нештатный корреспондент печатного издания из рабочей среды). Зачастую из таких кружков организовывались литературные группы. Если в сформировавшемся на заводе кружке не было руководителя и найти его там же не удавалось, то, как правило, ядро кружка присоединялось к другой уже сформировавшейся литературной группе. «Рабочие» писатели, которых вела «переполненная душа», инициировали создание новых газет и журналов, чтобы публиковать свои произведения, чтобы собирать и привлекать к работе над «художественным словом» таких же активистов, как они.

В тот период существовало много литературных объединений и групп, среди которых основными являлись РАПП — Российская ассоциация пролетарских писателей и ЛАПП — Ленинградская ассоциация пролетарских писателей. Для объединения разрозненных литературных групп на общей платформе РАПП была создана новая структура: творческий актив, играющий роль центра по обсуждению основных творческих задач ассоциации. Актив состоял из членов ЛАПП, не входящих в литературные объединения, членов литературных групп «Смена» и «Стройка», а также активистов литературной группы «Резец».

История литературной группы «Резец» и литературно-художественного журнала «Резец» началась еще в 1921 году. Своими истоками она обязана «Красной газете» и ее разделу «На фабриках и заводах», которым занимался Александр Леонтьевич Рабинович (печатался под псевдонимом Ярвич).

«Часто бывало так. В отделе «На фабриках и заводах» тесно. В комнате рабкоров за длинным столом нет свободных мест. Рабкоры пишут. У одного из углов стола сгрудилась группа человека в четыре. Один из них тихо, чуть ли не шепотом читает по рукописи стихи, часто останавливается и объясняет соседу-автору — где у того оборвана фраза, неясно выражена мысль, что такое ударение, размер стиха, где стих сбился с размера. Другие два начинающих поэта прислушиваются: это «стихоправ» занимается с первыми сотрудниками «Резца».

У «Резца» ещё нет своего помещения. Вся его редакция умещается в одной из папок заведующего отделом «На фабриках и заводах». Он же и редактирует «Резец». Стихоправ приходит к нему по воскресеньям (в другие дни у зав. отделом не хватает времени) и приносит стихи начинающих поэтов. Многие стихи сильно правлены, перестановка слов даже не считается правкой, некоторые строки написаны заново»[1].

Сейчас «биография» «Резца» вряд ли поместилась бы в одну папку. Более чем за двадцать лет работы журнал менял не только свое название, но и оформление, рабочую и инициативную группы, руководителей. Первый номер газеты «Резец» был выпущен в печать 22 мая 1924 года тиражом 130 тысяч экземпляров в качестве бесплатного еженедельного приложения к «Красной газете», а уже после выхода второго номера сформировалось направление работы по развитию художественных навыков писательства.

Первым руководителем литературного кружка стал поэт Илья Иванович Садофьев (1889–1965). Как и Ярвич, он работал в «Красной газете».

Под его редакцией в 1925 году вышел сборник «Октябрьские всходы: рабкоровская поэзия». Год — очень маленький срок для качественного развития рабкоровского творчества, если учитывать тот факт, что пришедшие впервые начинающие писатели не всегда знали даже, «каким концом нужно перо в руках держать». Илья Иванович Садофьев, как и другие наставники литературной группы, относился к молодой рабкоровской поэзии строго, но с пониманием, стремясь не столько раскритиковать, сколько обучить азам. Важно было сохранить голос рабочего человека, но при этом заставить его «звучать» на другом уровне.

«Стихийное развитие рабкоровской поэзии за короткий срок своего существования уже наглядно перерастает рамки газетных столбцов и всё больше и больше определяется как самостоятельное крупное поэтическое течение, имеющее все права на большую литературу. В огромной массе печатаемых ежедневно рабкоровских стихов появляются произведения высокой художественной ценности. И, несмотря на это, поэты-рабкоры не только не мнят себя новоявленными гениями, но и методически и упорно учатся поэтическом ремеслу, грызут стихологию, совершенствуются технически, читают, изучают лучшие образцы классической и современной поэзии… И всё это после далеко не лёгкого восьмичасового заводского труда»[2].

В литературной группе «Резца» учили писательству и самокритике. Один день в неделю уделялся обучению тех, кто только присоединился к группе, второй день считался творческим. В этот день можно было выступить со своим произведением и услышать замечания старших коллег. Порой члены группы выезжали на такие же «творческие вечера» других литературных объединений. Слушали там наставления старших товарищей, делились своими работами, успехами и трудностями.

Благодаря возможности быть опубликованным, доступной любому начинающему автору-рабкоровцу, рабочему или крестьянину, журнал обрел популярность. «Резец» стал центром притяжения, сюда стремилась рабочая молодежь, здесь часто встречались и члены другой литературной группы — «Смена».

После Ильи Садофьева руководителем группы стал Алексей Петрович Крайский (1892–1941). Он же в последующем вел в журнале рубрику «Литературные беседы». Беседы затрагивали поэзию, прозу, очерк и драматургию. Спустя полгода после выхода первого выпуска газеты «Резец» начал издаваться как журнал. Он обрел лицо — стал школой для начинающих писателей.

Тираж журнала вырос, теперь его читали по всей стране, и печатались в нем писатели не только из Ленинграда. К литературной группе присоединялись всё новые и новые активисты.

В школе для начинающих писателей учили рифме, зачину и кульминации, учили тому, как увлечь читателя и как закончить произведение, как правильно слышать и понимать критику. Одним из самых важных аспектов было, как ни странно, домашнее задание. Несмотря на то, что рабочий писатель был очень ограничен во времени, которое мог уделять стихам или прозе, всё равно домашнее задание брали и делали охотно. В ответ требовали подробного разбора своих ошибок.

В 1928 году в одном издании вышли второй и третий выпуски альманаха литературной студии «Резца», над которыми работал Алексей Петрович Крайский.

Под заголовком «Что надо знать начинающему писателю» велась теоретическая часть, рассказывающая о том, как начать сюжет, как его построить, как работать с темой произведения и можно ли писать на заказ. Весьма обширный список глав в содержании отражал конкретную и практическую информацию. Разбиралось всё на примерах произведений писателей, чьи имена уже давно укоренились в литературе; в то же время не забывали и про начинающих писателей. Обязательно давались задания для практики и самопроверки[3].

Благодаря вниманию, которое уделяли Ярвич, Садофьев и Крайский обучению, удалось откинуть газетную схематичность и голую агитацию. Работы начинающих писателей со временем становились более художественными и образными. Илья Иванович отмечал, что третье поколение рабкоровских поэтов во многом отличается от первых двух поколений, но особенно — количеством. Действительно, численность третьего поколения рабкоровских писателей была намного больше. Это и вызывало потребность в работе с начинающими поэтами и прозаиками. Благодаря этой потребности рос интерес к самому журналу.

«Если поэтам второго поколения принадлежит в известной мере наше сегодня, то поэтам третьего поколения принадлежит наше великое завтра»[4].

Осенью «Школа начинающего писателя» начинала «новый учебный год».

Занятия проходили всё интенсивнее. Литература рассматривалась как часть процесса, не уступающего по сложности процессам на заводах и фабриках. Наставники литературных групп и кружков, редакторы и уже состоявшиеся писатели работали вместе с теми, кто только начинал свой путь, чтобы проложить новую дорогу для пролетарской литературы.

«Организованный пробовавшими свои силы в художественном слове рабкорами около 5 лет назад кружок при «Красной газете» в дальнейшем развернулся и оформился в одну из самых сильных организационно и деятельных творчески групп… С ростом популярности «Резца» среди рабочего читателя и в кружок пошел новый, интересующийся литературой рабочий, работница…»[5]

Это выдержка из предисловия, обращения редакции рабочей литературной группы «Резец» в «Альманахе», который вышел в свет спустя четыре года после выпуска первого номера газеты, в 1928 году. На первых страницах заголовок «Между гудками» отсылает нас к работе на фабриках и заводах, где только во время досуга у рабочих писателей было время создавать свои произведения. Да иногда и сам процесс работы над стихами и прозой происходил далеко за пределами трудовых часов. Увлеченные наставники, разбирающие произведения молодых писателей, могли продолжать полемику до полуночи. А если кто-то успевал застать их позже, то всё равно задерживались, чтобы ознакомиться с новым текстом.

«Альманах» представлял собой не просто сборник произведений. Издание структурно было разделено на четыре части, каждая из которых не только показывала читателю результат работы писателя, но и знакомила с автором и с отзывами других писателей о работах в «Альманахе». Так, в страницах послесловий и представлений рассказывалось о важности работы, которую проводили наставники литературной группы, и о том, как работала сама система воспитания молодого писателя. Самое главное, «Альманах» раскрывал начало истории литературной группы «Резец». Первое знакомство с изданием — это знакомство с активистами, писателями и читателями, которых объединила идея развития литературных навыков.

В 1925 году группа «Резец» вошла в состав Ленинградской ассоциации пролетарских писателей (ЛАПП), а в 1926 году стала одним из органов Всероссийской ассоциацию пролетарских писателей (ВАПП).

 

В 1928 году писатель и поэт Виссарион Михайлович Саянов (1903–1959) в работе «Современные литературные группировки» писал:

«Почти в каждом крупном индустриальном центре есть ассоциации пролетарских писателей. В каждой организации работают низовые творческие кружки»[6].

В этой публикации он несколько раз упоминал литературную группу «Резец» как одну из наиболее сильных организаций пролетарских писателей в Ленинграде.

Виссарион Михайлович разбирал всю систему пролетарской литературы, рассматривая несколько литературных групп, сопоставлял мнения писателей той эпохи, освещая историю с разных точек зрения. Также Саянов отмечал, что «Резец» продолжает традиции группы «Октябрь», которая была создана в 1922 году и поставила «на новые рельсы» пролетарское литературное движение.

Издание «Современные литературные группировки» интересно тем, как в нем отражен подход к литературе того времени. Вышедший в 1928 году, тираж разлетелся удивительно быстро, после чего Саянову пришлось переработать текст, учитывая критику представителей литературных объединений и пролетарских писателей, о которых он писал. В итоге в 1930 году вышло дополненное и исправленное издание: в книгу было введено много нового материала по истории советской литературы, были переработаны те главы, в которых были допущены ошибки принципиального характера, отмеченные в журнале «На литературном посту».

Подобный подход, в котором критика использовалась как бесстрастный инструмент для совершенствования, часто встречался в литературном движении. Литературно-художественный журнал «Резец» не являлся исключением. Это отражалось в работах поэтов и писателей — активистов группы и журнала. Фамилии многих их них сейчас на слуху.

 

В 2022 году в краеведческом зале нашей библиотеки семейного чтения имени Юрия Инге открылась выставка «Творческое объединение «Резец» 1920–1930-х годов», которая была приурочена к ежегодному Инговскому вечеру. Подготовил, собрал и представил документально-букинистическую выставку петербургский коллекционер и исследователь Алексей Глебович Максименков.

Уникальные документы из частного собрания были выставлены впервые. Огромная работа, которую провел Алексей Глебович по исследованию темы, превратилась во временную выставочную экспозицию, рассказывающую об истории самого журнала, о людях, группах писателей, которые работали там.

Юрий Алексеевич Инге, чьё имя носит библиотека в Стрельне, был сотрудником редакции журнала «Резец» с перерывами в 1932–1933 годах и с 1938 по 1940 год.

По воспоминаниям современников он был немногословным, всегда собранным и готовым к работе. Писал он быстро, но всегда вдумчиво, не любил неряшливости в тексте, чрезмерности в выражениях и описании. Когда его просили прочесть чужие стихи и дать свою оценку, всегда был сосредоточен и честен, но всю критику излагал с лёгкостью и улыбкой.

Про один из таких случаев вспоминает его супруга поэтесса Елена Андреевна Вечтомова (1908–1989):

«Он взял карандаш и безжалостно прошелся по скрылевской (Василия Скрылева) рукописи. На его замечания, часто саркастические и колкие, Вася никогда не обижался, как, впрочем, кажется, не обижались и другие коллеги по перу: Инге был неизменно доброжелателен»[7].

 

Юрий Алексеевич Инге и Елена Андреевна Вечтомова были литсекретарями в «Резце». Их произведения не раз печатались в журнале. Всё это совмещалось с основой работой, с домашним бытом, поэтому поэты и писатели, входящие в литературную группу «Резца», действительно порой засиживались до поздней ночи, обсуждая новые произведения, новых авторов и делясь своими мыслями о литературном процессе того времени. Елена Андреевна не раз будет вспоминать о том, как им приходилось оставаться ночевать в редакции журнала «Резец».

Елена Андреевна надолго пережила своего супруга (Инге погиб в самом начале войны, в 1941 во время Таллинского перехода), оставалась в блокадном Ленинграде до последнего дня, где читала стихи по радио вместе с Ольгой Берггольц, которая входила в состав литературной группы «Смена».

Такие примеры «наставничества» в литературной среде того времени — не редкость. У подавляющего большинства рабочих литературных групп основной целью было создание не только прочного литературного пласта, но и «нового гражданина». Поэтому было важно слышать и понимать, о чем думает рабочий человек на заводе, что его волнует и о чем он хотел бы рассказать другим.

Несмотря на высокую оценку работы литературной группы и журнала «Резец», заинтересованность в нем всей большой страны, активную работу начинающих писателей, объединение с ЛАПП в 1925 году привело к изменениям в составе литературной группы. Основная идея деятельности ЛАПП заключалась в том, что политика и творчество — единое целое, а пролетарский писатель — голос своего времени. Со временем давление политической тематики начало формировать ощущение грубого производства. Мыслить и писать поэты начинали «по заказу». Но ядро «Резца», наоборот, пришло к осознанию, что литература и политика могут быть разделены, а пролетарский писатель может быть выходцем из любой социальной группы. Это были две противоположные позиции. И позиция, которая развилась в рядах сотрудников «Резца», привела к разногласиям, которые негативно сказались на сплоченности группы.

23 марта 1929 года на квартире Виссариона Саянова проходило очередное собрание актива ЛАПП, где было сообщено о расколе в группе «Резец»: «Актив группы хочет уйти в «Кузницу»[8]. Проблема заключалась в том, что они хотели забрать с собой и журнал. Сделать этого им не позволили, так как на тот момент у ЛАПП всё еще не было своего издания, а литературно-художественный журнал «Резец» уже стал своего рода маркой, которая имела авторитетность и свое выработанное направление.

После этого литературная группа «Резец» продолжила свою работу до 1934 года. За это время изменился не только подход к литературному обучению. В 1929 редактором журнала стал Анатолий Горелов. Появились новые литературоведческие рубрики и очень много политики на страницах журнала. Журнал стал одним из официальных органов ЛАПП, и литконсультация журнала была слита с литконсультацией ЛАПП.

Журнал «Резец» перестраивался с течением времени. Несмотря на то, что 24 апреля 1932 года вышло постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», что означало ликвидацию РАПП и приостановление печати журналов пролетарской ассоциации, «Резец» остался на плаву. Журнал пережил ряд репрессий, после которых снова произошла смена руководства и даже издательства.

Термином «резец» обозначается основной инструмент, применяемый при токарных, строгальных и долбежных работах (и на соответствующих станках). Это имеет прямое отношение к заводам, где зарождались первые литературные кружки. Но в 1939–1940 годах такое название уже было неактуально, оно не отражало своё время.

В эту пору новым редактором был назначен Сергей Львович Горский. В новую редакционную коллегию журнала также вошёл Александр Андреевич Прокофьев.

Поскольку в начале тридцатых годов журнал «Резец» стал тоньше, не привлекал читателей, новая редколлегия очень хотела начать изменения с названия журнала.

«Очень хотелось нам сменить название журнала, потерявшего кредит у читателя, с этой просьбой мы обратились к А.А. Жданову. Но нам было сказано, что сперва следует поднять уровень журнала, а там уже думать о новом названии. Прошел год — год упорных стараний, и журнал получил новое имя, его назвали, как мы и просили, «Ленинград»[9].

В 1938 году литературно-художественный журнал «Резец» перестал существовать, вместо него начал выходить журнал «Ленинград».

«Ленинград» в этот период работы журнала вписывался идеально. Наполнение стало чуть проще, легче воспринималось. Даже тяжелые некогда литературоведческие статьи усваивались проще. После перерыва в издании журнала в 1941 он возобновил свою работу в 1942-м с более ярким, красочным оформлением. В годы войны журнал был по-прежнему иллюстрированным. Много было фотографий, уникальных рисунков художников И. Еца, К. Рудакова, Н. Радлова. На его страницах печатались А. Прокофьев, Н. Тихонов, А. Ахматова и многие другие. Он снова стал привлекать к себе внимание и выступать отражением исторических событий, но уже нового периода.

Продолжалась работа с начинающими писателями.

«В мае 1943 года при редакции журнала «Ленинград» была организована литературная консультация для начинающих писателей. В апреле 1944 года открылась Студия начинающего автора, основное ядро которой было из корреспондентов редакции… актив студии насчитывает 60 человек; среди студийцев врачи, военкоры, педагоги, библиотечные работники, учащиеся вузов, а также представители рядового и командного состава РККА и Балтфлота. Лучшие литературные и научные кадры Ленинграда привлечены к работе Студии»[10].

Собственное художественное оформление, публикации известных писателей, работа школы начинающего писателя — всё это литературно-художественный журнал «Ленинград» до своего закрытия в 1946 году.

Рассматривая такие издания, как «Альманах литературной группы «Резца», «Школа начинающего писателя», «Что следует знать начинающему писателю», можно прийти к выводу о том, насколько важной для людей в период 1920–1930 годов была литература. Несмотря на негативный опыт развития работы некоторых ассоциаций, за время своего существования пролетарское литературное движение в кружках и литературных группах сумело воспитать немало поэтов и писателей, который привнесли свой вклад в историю. Следует отметить, что к середине этого периода пролетарским писателем мог быть человек из любой социальный группы. Людей объединяло в первую очередь желание изучать литературу, «поставить свое перо», быть наставником для тех, кто только начинал свой путь.

Литературная группа «Резца» — один из самых ярких примеров такой работы. За годы своего существования активисты группы провели большую работу с начинающими писателями, открыли множество новых фамилий. Литературные кружки, группы, объединения собирали вместе людей увлеченных, готовых постигать все, даже самые сложные премудрости писательства. Стихотворения Юрия Инге прошли вместе с бойцами от начала Великой Отечественной войны до самого Берлина, Елена Вечтомова всю блокаду выходила в радиоэфир, чтобы поддерживать дух горожан. Стихотворения Александра Прокофьева легли в основу многих знаменитых музыкальных произведений советского времени. Виссарион Саянов, Илья Садофьев, Александр Рабинович (Ярвич), Алексей Крайский и еще многие поэты и писатели, кто работал и в журнале «Резец», и был членом литературной группы «Резца», многое вложили не только в пролетарское, рабкоровское движение, но и в литературу своего времени.

Судьба каждого отдельно взятого писателя, поэта, журналиста, военного корреспондента навсегда осталась на страницах истории литературный группы художественно-литературного журнала «Резец».

 

Список источников:

 

  1. Дымшиц А. Революцией призванный / А. Дымшиц // Александр Прокофьев. Вспоминают друзья: сборник / составители П. Жур, Н. Браун. — Москва: Советский писатель, 1977. — с. 133-150.
  2. Крайский А. Что надо знать начинающему писателю: построение рассказов и стихов. / А. Крайский. — Ленинград: издательство «Красная газета», 1928. — 183 с.
  3. Октябрьские восходы: Рабкоровская поэзия / под редакцией И. Садофьева. — Ленинград: Государственное издательство, 1925. — 135 с.
  4. Рабочая литгруппа «Резец»: Альманах / Ленинград: Издательство «Красная газета», 1928.— 207 с.
  5. Саянов В. Современные литературные группировки / В. Саянов. — Ленинград: Прибой, 1928. — 100 с.
  6. Счастью твоему и моему…: стихотворения: к 115-летию со дня рождения Юрия Инге / составитель М. С. Инге-Вечтомова; художник Сергей Опульс. – Санкт-Петербург: НП «Память таллинского прорыва», 2020. – 417 с.: ил., фото. – (Серия «Библиотека памяти Таллинского прорыва»).
 

[1]      Ярвич. От газеты к журналу // Резец. 1929. № 22. С. 9.

[2]      Октябрьские всходы: рабкоровская поэзия / под ред. И. Садофьева. Л., 1925.

[3]      См.: Крайский А. Что надо знать начинающему писателю: построение рассказов и стихов. Л., 1928.

[4]      Октябрьские всходы: рабкоровская поэзия.

[5]      Рабочая литгруппа «Резец»: альманах. Л., 1928.

[6]      См.: Саянов В. Современные литературные группировки. Л., 1928.

[7]      «Счастью твоему и моему…»: стихотворения. К 115-летию со дня рождения Юрия Инге / сост. М.С. Инге-Вечтомова; худ. Сергей Опульс. СПб., 2020.

[8]      «Кузница» — московское литературное объединение, существовавшее в 1920–1932 годах (с 1928-го как структурное подразделение Всесоюзного объединения ассоциаций пролетарских писателей (ВОАПП).

[9]      Дымшиц А. Революцией призванный / А. Дымшиц // Александр Прокофьев. Вспоминают друзья: сборник / сост. П. Жур, Н. Браун. М., 1977. С. 133–150.

[10]    Из выступления по радио. Наталья Павловна Колпакова — русский советский фольклорист, прозаик, переводчица сказок народов СССР.