Перейти к основному содержанию

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА

Колледж

Исследовательская работа

На тему: «Путешествие на Выборгском трамвае»

 

Выполнил:

Обучающийся 1 курса:

Варакина Екатерина Сергеевна

Специальность: 09.02.05 прикладная информатика (по отраслям)

Группа С7120Б

г. Выборг 2021

Содержание

Введение.

1. История Выборгского трамвая (1912-1957гг.)

1. 1.  Трамвай финского Виипури.

1.2.  Трамвай советского Виипури.

1.3.  Новый этап восстановления трамвая в Выборге.

2. История жизни и судьбы Эугена Ландсдорфа.

3. Выборгский трамвай в наше время.

4. Новый туристический маршрут.

5. Продукт проекта.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

Введение

Актуальность

Раньше по улицам Выборга ходил трамвай. Он имел особую атмосферу, помогал людям добираться в разные части города, был неотъемлемой частью жизни горожан. Несмотря на то, что до нашего времени трамвай не смог сохраниться, мы не должны забывать историю нашего города. Новый туристический маршрут, связанный с историей трамвая в Выборге, может помочь городу напомнить о своей истории и стать еще более привлекательным для туристов.

Проблема

Из архивов, газет и от старожилов Выборга можно узнать, по каким маршрутам ходил трамвай, а чтобы это наглядно показать, мы можем представить карту старых маршрутных путей, новый туристический маршрут по Выборгу и рассказать о истории трамвая жителям и туристам нашего города.

Цель

На основе изучения и анализа материалов, литературы и источников, создать новый туристический маршрут: «путешествие на Выборгском трамвае» и разработать для него брошюру, для привлечения жителей и туристов, а также показать значение трамвая в финском и советском городе.

Объект

Выборгский трамвай и его история.

Задачи

Обобщить информацию о Выборгском трамвае, изучить маршруты, разработать новый туристический маршрут, нанести его на карту и представить достопримечательности, находящиеся вдоль этого маршрута. Разработать дизайн брошюры, для представления туристического маршрута.

Гипотеза

В наше время сложно представить трамвай в Выборге. Если мы наглядно представим на карте и предложим новый туристический маршрут, то это поможет лучше изучить и узнать историю города и этого транспорта.

Методы

Сбор материалов о Выборгском трамвае, изучение архивов, обобщение информации из различных источников, сравнение города в прошлом и настоящем.

Значимость

Возможность использования проекта, как информационного источника для изучения истории Выборга.

1. История Выборгского трамвая (1912-1957гг.)

Если представить себя в Выборге хотя бы пятидесятых годов прошлого века, то можно увидеть, как звеня и сверкая, катится по рельсам трамвайный вагон. Он миниатюрный, чистенький, словно игрушечный. Трамвай, весело дребезжа звонком, проезжает мимо Вас и следует дальше своим маршрутом, настойчиво преодолевая уличные расстояния нашего города.

И обязательно нужно представить себе пассажиров этого уличного труженика, и вагоновожатую, и кондуктора. Это какие-то особенные люди, добрые и веселые, деловые и праздно едущие, поглядывающие по сторонам из окон трамвая, но реальные, они до сих пор живут в нашем городе.

Одна остановка по Ленинградскому проспекту, и мы на Набережной, а слева в двух шагах Красная площадь и главный проспект города, еще одна остановка и мы в административном квартале. Дальше улица Крепостная, Часовая башня, Крепостной мост, Замок, следуем далее по улице Островной, справа – Аннинские укрепления, наконец, кольцо на Пожарной площади в Петровском поселке. Быстро и удобно пассажиры могли пересечь город и познакомиться с достопримечательностями Старого города.

Трамвай как вид городского транспорта, объединил весь город какой-то незримой, но ощущаемой связью. Трамвай – достопримечательность, трамвай – эпоха, к сожалению, ушедшая.

1.1.  Трамвай финского Виипури.

Выборгу требовался новый вид транспорта, которым вскоре стал трамвай, как экономически выгодный и эстетичный вид городского общественного транспорта. В конце 1912 года в Выборге были пущены в эксплуатацию три трамвайные линии.

Первая из них открылась 28 сентября 1912 года. Работы по укладке путей, строительство контактной сети и вагонного депо продвинулись так далеко, что день открытия трамвайного движения в городе был уже не за горами. Местные газеты внимательно следили за развитием событий, и в субботу, 21 сентября 1912 г., сообщили о том, что трамваи начнут регулярно ходить по Выборгу уже в следующий четверг. К этому моменту город уже запустил пробные рейсы по первой полностью завершенной ветке «Папула – Абоский мост», чтобы вагоновожатые, обучавшиеся в Гельсингфорсе, могли привыкнуть к новой трассе. Вагоны пока ездили без пассажиров, однако последним ждать осталось недолго: официальное открытие движения было запланировано на четверг, 26 сентября.

Руководство трамвайного предприятия озаботилось оповещением будущих пассажиров о правилах, необходимых для обеспечения бесперебойного движения.

Несмотря на то, что в установленный срок движение запустить все же не удалось, 26 сентября в час пополудни, как писали газеты, представителей городского совета, местной прессы и др. пригласили ознакомиться с проложенными в городе маршрутами. Для них организовали пробную поездку, остальным же предлагалось набраться терпения до субботы, 28 сентября.

Трамвай прошел по всему маршруту в оба конца, объявляя открытие первой трамвайной линии в Выборге. Это стало настоящим праздником для города и горожан.

Вторая линия была открыта 13 октября 1912 года. Новая трамвайная линия появилась «в конце Екатерининской улицы и проходила по всей дороге в Коликкобакен».

Третья линия Выборгского трамвая была открыта 5 декабря 1912 года – Абоский мост – Нейсютниеми.

Трамвайное депо в эти годы находилось на Железнодорожной площади. Вокзал был центральным узлом трамвайных линий.

25 ноября 1922, 2 сентября 1926, 23 октября 1937 года были открыты новые трамвайные линии.

Таким образом, трамвай соединил все районы города. При этом стоимость проезда в трамвае также менялась: 15 пенни в 1915 г., 25 пенни в 1917 году, 1 марка в 1922 г. Горожане уже не представляли себя без чинного и безупречного помощника в близких и дальних поездках по городу.

Военные события серьезно отразились на дальнейшей судьбе Выборга.

1.2 Трамвай советского Виипури.

После советско-финляндской войны Виипури был серьезно разрушен. Не уцелел ни один метр воздушной сети, на трамвайных путях насчитывалось более семидесяти воронок, пострадали трамвайные парки, весь подвижной состав.

Восстановление виипурского трамвая было начато в конце июня 1940 г. с участием работников Ленинградского трамвайно-троллейбусного управления.

22 августа 1940 г. по улицам Виипури начали курсировать первые советские трамваи. За три месяца с начала эксплуатации трамвая было перевезено 633 тысячи пассажиров, проделано 198 тыс. вагоно-километров. Трамвай курсировал только в центре города, эксплуатируя 15 км трамвайных путей. Окраины и промышленные районы не обеспечивались не только трамвайным сообщением, но и не имели, каких бы то ни было, подъездных веток. В результате в городе появилось два новых маршрута.

В апреле 1941 года в Виипури был пущен трамвай по линии Крепость – Пожарная площадь, планировалось замкнуть трамвайное кольцо в южной части города и проложить линию в поселок Сорвали. Не прошло и полутора лет со дня окончания войны между СССР и Финляндией, как вновь началась война.

1.3 Новый этап восстановления трамвая в Выборге.

Мирная жизнь в Выборге началась в июне 1944 года. В январе 1946 г. начались восстановительные работы по направлениям: во-первых, нужно было восстановить трамвайные линии и подвижной состав. И, во-вторых, в короткие сроки подготовить квалифицированных вагоновожатых.

Первая восстановленная трамвайная линия длиной около 8 км прошла от Трамвайного управления через Ленинградский проспект к вокзалу, затем по Ленинградскому шоссе к Южному поселку, по улице Крепостной к Рынку.

В 1946 г. был выполнен основной фронт восстановительных работ. В результате восстановления трамвая в Выборге состоялась официальная церемония его открытия, началось регулярное трамвайное движение в Выборге.

В июле 1947 г. была сдана в эксплуатацию вторая очередь городского трамвая. Ежедневно 13 трамвайных вагонов перевозили 11 тысяч пассажиров.

Уже в августе 1948 г. полностью закончили восстановление и ввод в эксплуатацию все имеющиеся трамвайные линии, протяженностью в 19,5 км.  Усилилось техническое оснащение всех служб, серьезно оздоровились производственные и улучшились жилищно-бытовые условия работников трамвая. Перевыполнялся план перевозки пассажиров.

В июне 1948 г. было начато, а в августе закончено восстановление третьей очереди выборгского трамвая, начали заменять разбитое каменно-щебневое основание новым шпально-песчаным.

Проложенная в поселке Северный трамвая линия, давала возможность без проблем добраться до городской больницы; в трамвайном депо появился снегоочиститель; реконструировали трамвайный путь в районе Выборгского Замка.

В сентябре 1949 г. среднесуточная перевозка пассажиров была доведена до 8 000 человек, среднесуточный пробег вагонов – до 1930 вагоно-километров. Заметно повысилась культура обслуживания пассажиров. Расчетные оклады работников поездных бригад на 12 января 1949 г. до 500 руб. в месяц.

1953-1954 гг. принесли много изменений и новшеств. Было начато летом и закончено осенью строительство оборотных колец. Появились модернизированные трамваи.

В 1955 г. в город пришли первые два современных восточногерманских узкоколейных моторных вагонов и еще три двухвагонных состава. Трамваи выгодно отличались внешним видом и скоростью, просторные, были оборудованы по последнему слову техники. Через год Выборг получил новую партию моторных вагонов немецкого производства.

Но пришло время, когда затраты на трамвай перестали окончательно себя оправдывать. В 1953 г. при натурном обследовании трамвайных путей в Техническом паспорте указывалось, что решить проблемы не представляется возможным, так как отсутствует должное финансирование. Повлиял во многом на дальнейшую судьбу трамвая в городе и срыв строительства новой тяговой подстанции.

13 февраля 1957 г. было заявлено о закрытии трамвая. Мотивировалась ликвидация трамвайного хозяйства самыми различными причинами: маломощностью и технической отсталостью, ежегодными убытками, при том, что трамвай требует больших финансовых вложений, наконец, тем, что сеть электрических проводов создает определенные помехи появляющемуся в городе телевидению.

30 марта 1957 г. Управлением Выборгского трамвая был издан Приказ о прекращении трамвайного движения.

С 1 апреля 1957 г. трамвайное движение в городе Выборге было закрыто. Начался демонтаж трамвайных путей.

По улицам Выборга стали курсировать автобусы, но они так и не смогли заменить эти романтические, излучающие россыпи оранжевых искр вагончики.

2. История жизни и судьбы Эугена Ландсдорфа

Невозможно написать книгу об истории Выборгского трамвая без рассказа о человеке, влияние которого на АО «Выборгская электростанция и трамвай» трудно переоценить. Эуген Йохан Микаэль Ландсдорф родился 1 января 1879 г. в Риге, где провел детство и школьные годы. В 1899 г. он закончил рижское реальное училище, а в 1902 г. получил диплом инженера-электротехника в Политехническом университете. После службы в русской императорской армии и выпуска из Офицерской артиллерийской школы, он получил должность младшего конструктора. Поскольку Ландсдорф защитил диплом инженера в Германии и владел немецким языком, его назначили на роль ответственного руководителя при постройке одной из первых финских гидроэлектростанций в Лавола. В 1904 г. к заслугам Ландсдорфа добавилось проектирование генератора для электростанции, который в 1905 г. построили в «соседнем» механическом цехе Выборга.

Стиг-Ригнар Ландсдорф поведал о своем отце следующее:

«Судьба Эугена Ландсдорфа тесно связана с сотрудниками АО «Выборгская электростанция и газовый завод» и АО «Выборгская электростанция и трамвай». Он бегло говорил на немецком, русском, французском, а также владел латышским и шведским. Однажды внимание Эугена Ландсдорфа привлекло объявление в немецкоязычной газете о том, что в Выборге требовался конструктор электрических машин. Отец решил откликнуться на него, пришел на собеседование и был принят на работу 1 июля 1902 г. Через два года он уже руководил постройкой гидроэлектростанции в Лавола и расширением конденсаторной электростанции в Выборге. Чтобы обращаться с финскими рабочими, он довольно быстро выучил и финский. Опыт проживания в разных странах помогал Эугену Ландсдорфу находить общий язык с коллегами и сотрудниками, он всегда обращал внимание на их имена, родной язык, происхождение и национальность, однако больше всего ценил знания, умения, мотивацию к дальнейшему обучению, порядочность и ответственность. Именно поэтому в списке сотрудников предприятия можно было обнаружить финские, шведские, русские, датские и английские имена, за которыми стояли талантливые инженеры и монтёры, хорошие мастера и инспекторы, а также трудолюбивые рабочие. Текучесть кадров была крайне низкой.

Здесь также стоит отметить деятельного директора фирмы, Ханса Ореншалля. Вдвоем они могли решить любые острые социальные проблемы своих сотрудников, а также достичь удовлетворительных производственных результатов, несмотря на одни из самых низких тарифов в стране.

Позиция Эугена Ландсдорфа в качестве члена правления, одобренная AEG и Lokalbahn, была уникальной. После начала Первой мировой войны Российская империя наложила арест на имущество предприятия, большинство акций которого принадлежало немцам, однако директором управляющим ей с дозволения его императорского величества, по-прежнему оставался Эуген Ландсдорф, которому, как офицеру запаса, надлежало носить военный мундир! Во время гражданской войны отец тайно поддерживал белых, из-за чего его хотели убить большевики. Он бежал в Швецию, но позже смог вернуться при поддержке Маннергейма и стать офицером в артиллерии белых на Карельском фронте. Он также принимал участие в штурме Выборга в качестве офицера-наводчика. После окончания войны в 1918 г. Лансдорфу пришлось вынести немало оскорблений, в том числе со стороны прессы, которая обвиняла «директора трамвайного движения» в том, что среди его сотрудников были русские, немцы и шведы. Затем пришло судебное разбирательство с городом, который хотел получить контроль над электростанцией и трамвайным движением на условиях 1910 года! Закончился этот процесс компромиссным решением высшего административного суда, вынесенным незадолго до начала Советско-финляндской войны.

Эуген Ландсдорф ушел на пенсию после 37,5 лет службы на своем первом, единственном и последнем месте работы. В 1941 г., после взятия Выборга финской армией, к нему обратились за консультацией по восстановлению линий электропередач. Отец знал, какое оборудование успели увезти в Хельсинки во время Советско-финляндской войны, и отправил запрос на возврат трансформатора и кабелей. Не получив никакого ответа, он сам сел на поезд и отправился в столицу. Придя на склад, отец обнаружил, что необходимое оборудование числится как «пропавшее», и так разозлился, что у него случился инсульт. Он умер прямо на складе.

Теплые слова множества людей, провожавших моего отца в последний путь в разгар войны, показали мне, как много он значил для огромного количества своих талантливых друзей».

Эуген Ландсдорф скончался 28 октября 1941 г.

3. Выборгский трамвай в наше время

На фасадах некоторых домов по-прежнему можно увидеть кронштейны подвески контактной сети, оба здания трамвайного депо еще стоят на своих местах.  В городе внезапно обнаружили старый трамвай 1950-х гг. – с августа 2018 г. город украшает его макет в натуральную величину, украшенный статуями кондуктора и мальчика-безбилетника, где все желающие могут отдохнуть и насладиться чашечкой кофе. Он находится в небольшом треугольном сквере, отделённом от основной части Театральной площади Банковским проездом. В связи с этим сквер получил название Трамвайного. Памятник поставлен на исторические рельсы, взятые в бывшем трамвайном депо Выборга. Памятник высоко оценили как жители города, так и туристы, приезжающие сюда из самых разных мест. В последнее время туризм в Выборге переживает период расцвета – старый город уверенно занимает первую строку в списке самых посещаемых мест Ленинградской области. Теперь людей привлекает не только старая финская архитектура и парк Монрепо.Этот вагон получил приз конкурса профессионального мастерства среди субъектов предпринимательства Ленинградской области «Лучший по профессии в сфере потребительского рынка» в номинации «Лучший нестационарный торговый объект России».

Выборг – не такой большой город, чтобы трамвай был ему необходим. А строительство трамвайной системы слишком дорогое. В Выборге сейчас нет маршрутов и пассажиропотоков, которые могли бы экономически оправдать содержание достаточно сложного и специфичного трамвайного хозяйства.

Однако восстановить трамвайно-экскурсионную закольцованную трассу-узкоколейную однопутку по старому городу было бы неплохо, тем более такой проект существовал. В 2007 году общество «Esplanada tram» предложило городским властям восстановить линию от замка до Красной площади, по которой ходили бы экскурсионные трамвайчики. Причем заказ на вагоны был уже оформлен, но в последний момент переговоры зашли в тупик.

4. Новый туристический маршрут

Мы бы хотели предложить вам новый туристический маршрут, который, в случае его реализации, сможет познакомить жителей Выборга и туристов с достопримечательностями и историей Выборга.

Он пройдет по улицам: Ленинградский проспект, набережная 40-летия комсомола, Краснофлотская улица, Прогонная улица, Петровская набережная, Островная улица, Крепостная, Южный Вал, улица Сторожевой Башни, улица Новой Заставы, Выборгская, Титова, Крепостная, Ленинградский проспект, Выборгская, Советская, Морская набережная, проспект Суворова, Ленинградское шоссе, Вокзальная улица.  Вы сможете познакомиться с различными достопримечательностями города. Например: усадьба бюргера, Выборгский замок, памятник Трамваю, Старый Кафедральный собор, Башня Ратуши, здания вагонного депо, дом директора Ландсдорфа, библиотека Алваара Аалто и многое другое.

5. Продукт проекта

Продуктом нашего проекта является брошюра, которая может помочь привлечь внимание к новому туристическому маршруту. На брошюре находится немного информации о трамвае, а также QR-код, который покажет интерактивную карту с достопримечательностями на новом маршруте.

Заключение

Среди систем рельсового городского транспорта трамвай, ходивший когда-то по улицам Выборга, наименее известен.

В 1912 году трамвайное движение в финско-шведско-русском городе Выборге было открыто.

За годы существования выборгскому трамваю суждено было перенести ряд тяжелых испытаний. Первая мировая война и революция в России, независимость Финляндии и Гражданская война в ней, война 1939-1940 годов между СССР и Финляндией, а затем война-продолжение финнов против СССР в союзе с Третьим рейхом…

История трамвая в Выборге завершилась в конце 1950-х годов, в силу экономической ситуации в Выборге.

45 лет добросовестно обслуживал трамвай жителей Выборга. Как и город в целом, он страдал от невзгод, процветал и хорошел от внимания к себя.

В настоящее время память о трамвае живет. Возможно, кого-то из предпринимателей и заинтересует предложение по возвращению трамвая городу, и появится выборгский трамвай с определенным маршрутом, в новой роли городского гида, знакомящего гостей Выборга с его замечательными историко-культурными достопримечательностями.

Список использованной литературы

  1. Г.И. Большакова, Встреча с Выборгским трамваем (1912-1957 гг.). – СПб, 2006.- 28с.
  2. Рикхеден Пер, Выборгский трамвай: в память о финско-шведско-советском трамвае в Выборге. 1912-1957. – СПб, Издательский дом «Инкери», 2019. – 176 с., ил., карты
  3. https://radimir-87.livejournal.com/7768.html
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B2%D0%B0%D0%B9
  5. https://supersasha.ru/posts/11960/
  6. https://terijoki.spb.ru/trk_viewer.php?mfx=map_Viipuri_1935&sc=6
  7. https://web.archive.org/web/20100730043025/http://lenobltrans.narod.ru/vyb-tm.html
  8. https://www.google.com/maps/d/edit?mid=1JcjtT86y095SsKdIegC5yDI0BKcWEMQf&usp=sharing