Перейти к основному содержанию

Юркова Оксана Артуровна

Краевед, экскурсовод

nizakrit@gmail.com

Знаки и символы Выборга

Аннотация

В статье рассматриваются особенности значений знаков и символов в архитектуре Выборга первой трети XX века. Проанализированы декоративные элементы, встречающиеся на фасадах зданий и образованные самими зданиями. Выделены группы и категории этих элементов.  Определены функции знаков. Приведены результаты исследования, как чтение знаков и символов влияет на восприятие городского пространства гостями Выборга.

Оглавление

Введение.

Декоры и символы в архитектуре Выборга и их значения.

Природные мотивы.

Эпические мотивы.

Предметы, указывающие на определенную функцию зданий.

Геометрические символы.

Солярные символы.

Результаты исследования. 

Выводы.

Заключение.

Литература.

Иллюстрации.

 

Введение

Выборг в 2020 году получил новый виток в развитии внутреннего туризма, и многие гости города стали более внимательно относиться к его архитектуре, задаваться вопросами не только истории постройки и стилистики зданий, но и интересоваться изображениями на фасадах.

Цель данной работы - исследование значений знаков и символов в декоративных элементах и произведениях архитектуры Выборга первой трети 20 века, выделение их групп и особенностей их использования.

Задачи:

  • описание знаков,

  • группировка декоративных элементов,

  • выделение категорий зданий, на которых представлены те или иные символы, несущие определенную смысловую нагрузку;

  • определение функций знаков;

  • изучение влияния символов в архитектуре города на восприятие их гостями и формирование представления в целом о городе. 

Закрытие границ и ограничение туристического потока за рубеж в европейские страны значительно увеличили интерес туристов к Выборгу последние три года. В связи с чем туристы уделяют больше внимания детальному знакомству с городом. Все больше гостей стремятся побывать не на обычных обзорных экскурсиях, а посетить тематические. С этим связана актуальность и практическая значимость данной работы. Внимательно рассматривая фасады зданий, гости задаются вопросами о смысловой нагрузке символики. Удовлетворив интерес к средневековью, гости города при повторных визитах стараются глубже изучить город, его другие стороны. Обращают свой взор на постройки эпохи модерна и функционализма, которые ярко представлены в Выборге. Отсутствие в научной и популярной литературе исследований по вопросам знаков и символов в архитектуре XX века Выборга стало причиной написания данной работы,

Статья будет полезна экскурсоводам для составления экскурсий, ответов на вопросы гостей и ознакомления со знаковым символичным пространством города. 

В связи с отсутствием литературы по данной проблеме, кроме нескольких печатных работ А. С. Мысько, где автор использует данные словарей символов, а также свою авторскую творческую трактовку значений некоторых декоративных элементов, мы сделали акцент на практическую часть исследования.

В данной работе использованы следующие методы: наблюдение, описание и систематизация знаков, изучение и анализ литературы по северному модерну. Так как большинство символов представлены именно на объектах этой эпохи, изучена литература по функционалу зданий Выборга, проведён сравнительный анализ декоративных элементов. Была составлена и изучена карта символов в архитектуре Выборга, определены объекты с декоративными элементами, проведена типологизация по направлениям функции зданий и по типам декоров, проведен анализ повторяющихся элементов на разных зданиях, выделены уникальные элементы, которые составляют сами фасады зданий.

Декоры и символы в архитектуре Выборга и их значения

Природные мотивы, несомненно, были наиболее распространенными в декоре фасадов начала XX века. Широкое использование таких сюжетов в начале 1900 г было отнюдь не случайным явлением. С незапамятных времен финны воспринимали природу как некое живое существо, обладающее своим разумом и душой. Для них она всегда служила неисчерпаемым источником мудрости и творческого вдохновения[1].   

Стиль финского зодчества определяется американским исследователем Д.Б. Смитом. С его точки зрения важно выделить следующие черты: 1) преобладание архитектурных форм, стремящихся быть органичными, ассиметричными, как будто свободно произрастающими

2) живописные и динамичные силуэты построек, позволяющие размещать объемы на участках самой различной конфигурации

3) правда и честность в выборе основных строительных материалов

4) опора на подлинное национальное наследие и украшение фасадов с неприятием «иноземных» и «выдуманных» декоративных мотивов[2] . Поэтому, в основном, на фасадах Выборга можно встретить типичные для этой местности растения и животные, а также эпических героев из знаменитого карело-финского эпоса «Калевала».  

В архитектуре модерна функциональную принадлежность было принято непосредственно «отражать» в элементах фасадного декора не прибегая к метафоре[3].

В рамках исследования выделены следующие группы знаков и символов:

  • Природные мотивы, в которых выделены животный мир и флористика.

  • Эпические мотивы, в основном, связаны с карело-финским эпосом «Калевала».

  • Предметы, указывающие на определенную функцию зданий. 

  • Геометрические символы

  • Солярные символы, древние символы неживой природы.

Природные мотивы

Дерево часто используется в декорах. Его значение представляет Вселенную, законы жизни и человека как неразрывное целое[4]. Все деревья, изображенные на фасадах в Выборге чётко идентифицируемы, преимущественно это дубы, сосны, кедр, ель. «Среди священных деревьев дуб занимал первое место у евреев, суффиев, кельтов и русских[5]. Дерево было одним из самых мощных символов плодородия и воплощения жизненной энергии. Дуб с желудями  - эмблема зрелости, полной силы[6]. Представлены на доме Хакманов гранитный дворец, Северный вал 7, дом Маркелова Пр Ленина, 6[7].  Сосна – вечнозеленое дерево служит символом долголетия. Сосна сибирская – кедр как символ неподкупности, силы и долголетия представлена на доме Хакманов. Плоды сосны - шишки – фаллические символы плодовитости, венчающие колонну (как на здании рынка, на доме АО Пеликан, Ленинградский пр.2, на доме Маркелова) – эмблема месопотамского бога Мардука. Также ассоциируется с производительной и творческой силой.

Медведь у северных народов являлся посредником между землёй и небом, в северной Европе это царь зверей[8]. Сила природы. А иногда медведь – это просто медведь, так же как и белки, прыгающие по ветвям дуба на доме Маркелова. Яркие обитатели местных лесов, которые и были изображены на фасадах. 

Сова – символ мудрости. Ей приписывают дар пророчества, возможно, из-за ее способности видеть в темноте[9].   Изображения совы можно увидеть на доме купца Москвина по проспекту Суворовскому, 25. Сам дом представляет узким фасадом сову, на капителях колонн размещены 33 совы и на фризах на эркерах также хорошо читается эта птица.

Эпические мотивы

Основные представители эпических произведений – герои карело-финского эпоса «Калевала», самого главного литературного произведения финнов на основе фольклора. Ни в одном исследовании не говорится напрямую, что маскароны с изображениями человеческих лиц и человекоподобных существ представляют героев Калевалы, но следуя логике и культурной составляющей, выраженной в архитектуре, мы смеем предположить, что все маскароны на фасадах представляют героев этого эпоса. Здания по адресам Железнодорожная, 6, (дом торговой компании Сергеефф и сыновья), дом по адресу Ленинградский проспект, 31 (доходный дом Матти Пиетинена), дом по адресу Суворовский пр. 25 (Дом Москвина) имеют на фасадах такие декоративные элементы. Дом Лаллуки по адресу Вокзальная, 7 справа и слева у входа в арку имеет изображения воинов с арбалетами, направленными на птицу – их тоже можно отнести к эпическим мотивам. Когда герои отправились в страну Похьяла, чтобы забрать у старухи Лоухи волшебную мельницу Сампо, их настигли железные птицы. 

Предметы, указывающие на определенную функцию зданий

Циркуль  - символ разумных и взвешенных решений, благоразумие ,справедливость воздаяние[10]. Важный символ в масонстве. Здания школы искусств и художественного музея Уно Ульберга, созданные в стиле функционализм на бастионе Панцерлакс, напоминают циркуль, а колоннада и галерея их соединяющие – часть окружности, обращенная к морю. 

Кодуцей – жезл Гермеса, «волшебная палочка» с маленькими крыльями, которую обвивают две змеи. Считается символом мудрости. Обычно этим знаком отмечают объекты, связанные с торговлей, Меркурий или Гермес покровитель торговцев[11].   И этот знак можно часто увидеть в архитектуре. Бывшие здания Объединенного банка северных стран, Национального акционерного банка, а также статуя у въезда на Крепостной мост имеют этот символ. Выборг – город торговый.

Яблоки – символ плодородия, благополучия финансового. Их часто использовали в декорах банковских зданий. Тому пример здание союзного банка, по ул. Пионерская, 2, где в основании фонаря барельеф дети, собирающие яблоки. На фасадах торгового банка по пр. Ленина, 12 обрамления для информационных табличек созданы из яблок,  внутри над дверями также яблоневые ветви.

Шестерёнка – хорошо читаемый элемент промышленности, производства. Один из символов Выборга, указывающий на развитую сферу экономики. Представлена в руках скульптуры-аллегории у Крепостного моста. Также ее можно найти на фасаде бывшего Национального акционерного банка пр. Ленина, 8.

Парусное судно   - торговое судно, символ морской торговли. Представлено на здании бывшего национального акционерного банка, на здании страховой компании Карелия пр. Ленина 12, на доме Хакманов, Северный вал, 7.

Геометрические символы

Дверь, ворота, арка всегда несли двойную функцию, служа как чисто физической преградой, так и символом, разделяющим субстанционально различные области бытия[12]). Арка в здании рынка (арх. Карл Сегерштадт, 1904-1906) служит порталом из городского пространства в торговое пространство. Широкий проем приглашает гостя зайти внутрь, а проход в рынок под гербом привносит дополнительную смысловую нагрузку. Можно сказать современным языком, что здесь архитектор действовал с позиции грамотного маркетолога, гораздо проще заманить покупателя широким входом, чем маленькой дверью. Символичные ворота можно наблюдать на Красной площади. Здания архитектора Алана Шульмана АО Арина и АО Отсо, за которыми начинается Ленинградское шоссе, благодаря башенкам с крышами шлемообразной формы напоминают ворота или стражников в шлемах. Логично, что за ними начинается дорога на Санкт-Петербург, символический выезд из города.

Солярные символы

Один из самых архаичных знаков – свастика, древний солярный символ, указатель видимого движения солнца вокруг земли и деления на 4 времени года и включает идею сторон света – известен также под названием оружия Тора[13]. Представлена на щитах викингов на доме Лаллуки (ул. Вокзальная, 7) и на потолке арки храма искусств, ул. Ладанова, 1.

Солнце поддерживает жизнь в явленном мире, мощный символ силы, власти. Культ солнца представлен во многих культурах. Северные народы многие свои традиции создали благодаря солнцу, смене дня и ночи, долготе дня, солнцестоянию. Именно от солнца зависели урожай и жизнь. Представлены солнечные знаки на доме, где жила семья Рерихов по адресу ул Тургенева, 8 (арх. Отто Вартиовара, 1909 ): солнце под линией горизонта, многочисленные солнца, а также солнечный цветок – подсолнух.   

Во время проведения экскурсий гости внимательно изучают фасады зданий в поисках декоров, идентифицируют их и совершают свои личные открытия. Для прочтения символов гости замедляются, начинают использовать свой кругозор, как результат - больше времени проводят у каждого объекта, даже без участия экскурсовода. Раскрытие значений символов позволяет гостям углубить интерес, понять, что в городе есть чем заняться и появляется желание вернуться, чтобы поискать другие знаки и символы.

Особый интерес к декорам у семей с детьми. Декоры -еще один прием, чтобы обратить внимание ребёнка, заинтересовать его в игровой форме, расширить кругозор, увлечь. Таким образом, обычная прогулка по новому городу превращается в серию наблюдений, открытий. Так символы позволяют пробудить у детей и подростков интерес к архитектуре. Множественно отображенная в декорах Выборга природа влияет на созерцателя также как и живая  - снижает нервное напряжение,  и повышает уровень положительных эмоций[14].

Некоторые знаки, как например, на фасадах АО Альфа (Арх. Шульман) по адресу Ленинградский проспект, 9, еще предстоит идентифицировать, так как в известных автору статьи словарях и энциклопедиях по знакам и символам они не найдены. 

Результаты исследования

Функция знаков и символов на фасадах зданий и в архитектурных формах не только эстетическая. Они несут смыслы, которые читаются и помогают расширить знания о городе без погружения в его историю. Опираются на исторические факты. Символы дают большую детализацию архитектурных памятников – по фасадам можно прочитать историю зданий или их владельцев, понять их функционал.

Выводы

В городской среде выделяется значительный пласт декоров природного содержания – флора и фауна, которая обусловлены особенностями стиля «модерн», преобладающим в исследуемый временной отрезок. Также выделяются знаки, которые раскрывают функционал архитектурных объектов. Масонская символика, знаки удачи и финансового благополучия, геометрические знаки. Также есть уникальные знаки, смысл которых до сих пор четко не определен, и это задача для продолжения исследования. Гостю гораздо проще ориентироваться в городе и получать о нём представление через систему знаков и символов, чем запоминать исторические события и даты. Деньги, богатство, торговля, мощь, сила, северная природа, поддержка предков, выраженная в фольклоре – вот что вырисовывается после прочтения символов на фасадах. Богатый северный город с развитой торговлей – характеристика Выборга начала 20 века, которая остается в памяти продвинутого искушенного, интеллектуального гостя, в противовес связке «Выборг – средневековье».

Восстанавливая в памяти гостей символические значения тех или иных изображений, можно доносить быстро напрямую историю и функции городской архитектуры и раскрывать смысл и историю пространства. Символы на более глубоком уровне действуют на человека, нежели исторические факты. Вторые могут забываться или искажаться в процессе восприятия, а первые остаются неизменными. Кодуцей – торговля и ничто иначе. Дуб – долголетие. Медведь - сила и мощь.

Заключение

Проблема изучения знаков и символов Выборга только начинает раскрываться в данной статье. Остается еще ряд вопросов, в части значений некоторых символов на зданиях, которые не описаны ни в одном из исследованных словарей символов. И вопросы использования тех или иных символических изображений на доходных домах, почему именно эти знаки, а не иные. Также весьма любопытно получение обратной связи от гостей, которые знакомятся с городом через его символику, а не только посредством фактической истории.

Литература

  1. Адаскина В., Вассель И., Зуев Б., Риор Э. Знакомьтесь – Выборг. Л.: Лениздат. 1965. 128 с.

  2. Кепп Е. Е. Архитектурные памятники Выборга. XIII – XX путеводитель. Л.: Лениздат. 1977. 216 с.

  3. Кириллов В. В. Архитектура «северного» модерна. Изд. 3-е. Книжный дом «ЛИБРОКОМ». 2011. 160 с.

  4. Лисовский В.Г. Северный модерн. Национально-романтическое направление в архитектуре стран Балтийского моря на рубеже XIX и XX веков. Спб. Коло.2016. 520 с.

  5. Мысько А. С. Архитектурная флора и фауна Выборга. – Спб:Центр Сохранения Культурного Наследия, 2012, – 152 с.

  6. Мысько А. С. Символы Выборга. – Спб:Центр Сохранения Культурного Наследия, 2011, – 136 с.

  7. Мысько А. С. Архитектура Выборга разных эпох. Путешествие в прошлое. – Спб. ООО «Издательский центр ОСТРОВ». 2019 – 352 с.

  8. Мысько А. С. Архитектура Выборга в эпоху модерна. Спб 2014.

  9. Неувонен П., Пёюхья Т., Мустонен Т. «Выборг. Архитектурный путеводитель». СН. 2008. 160 с.

  10. Тресиддер Дж. Словарь символов. Перевод с английского С. Палько. М. ФАИР-ПРЕСС. 1999. 448 с.

  11. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. Перевод с англ. 2-е издание. М. Вече. 1997. 512 с.

  12. Энциклопедия знаков, символов и эмблем. Составители М. Андреева и др. М. Локид: Миф. 2000. 526 с

  13. Энциклопедия символов. Составитель М. В. Рошаль М. АСТ; СПб.: Сова. 2007. 1007 [1]с.

  14. Юркова О. А. Психология выборгского модерна//Страницы выборгской истории, книга пятая, Выборг 2021   с 145 - 154

 


[1] Кириллов В. В. Архитектура «северного» модерна. Изд. 3-е. Книжный дом «ЛИБРОКОМ». 2011. 59 с

[2] Там же 83 с

[3] Там же 73-74 с.

[4] Энциклопедия символов. Составитель М. В. Рошаль М.АСТ; СПбю: Сова 007  143 с.

[5] Там же 145 с

[6] Энциклопедия знаков символов и эмблем. Составитель М Андреева и др. М. Локид МИФ 2000 737 с.

[7] Адреса здесь и далее по тексту даны по Выборг Архитектурный путеводитель Неувонен П и др. Белл, СПб.2008

[8] А.С. Мысько Архитектурная флора и фауна Выборга СПб 2012 39 с.

[9] Энциклопедия знаков, символов и эмблем, Составитель М. Андреева М. Локид МИФ 2000 837 с.

[10] Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов М. Вече. 1997 405 с.

[11] Энциклопедия знаков символов и эмблем. Составитель М. Андреева М. Локид Миф 2000 222 с.

[12] Там же 104 с

[13] Там же  439-440 с

[14] Юркова О. А. Психология выборгского модерна//Страницы выборгской истории, книга пятая, Выборг 2021   с 145 - 154